Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры

Дата публикации: 2021-12-04 14:44:31
Статью разместил(а):
Стерлингова Светлана Петровна

Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игры

Докладчик: Стерлингова Светлана Петровна

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 13 «Солнечный», г. Соликамск

 

Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что есть дети, от природы открытые обществу, им не составляет труда знакомиться, вести разговор на любые темы. Но есть категория дошкольников, которым сложно выразить просьбу, или высказать свое мнение.

Среди трудностей в общении с дошкольниками, воспитатели выделяют импульсивность (гиперактивность), агрессивность, демонстративность поведения. Такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе, им трудно найти друзей, чаще всего они имеют статус «непринятые». Также, дети с заторможенностью (пассивностью), либо застенчивые, которые никогда не возражают, не высказывают своей точки зрения, редко отвечают на вопросы, никак не проявляют себя. И то, и другое в одинаковой мере затрудняет общение, нуждается в своевременной коррекции.

Разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях. Дошкольный период, как указывают известные психологи (М.Б. Калашникова, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, Б.Д. Эльконин), педагоги (М.В. Крулехт, И.А. Рыбалова Л.В. Свирская, М.С. Таратухина), является наиболее благодатный для формирования начал ключевых компетентностей, как у детей раннего, так и дошкольного возраста. «Ребенок должен уметь ставить перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными источниками информации, вплоть до Интернета, грамотно не только говорить, но и завязывать контакты с окружающими, да еще и заботиться о своем здоровье».

Чтобы ребенок научился, а, главное, захотел общаться с окружающими людьми, с самого детства ему нужно обеспечить:

- психологический комфорт;

- возможность общаться с людьми разного возраста;

- поддержку родителей и педагогов при организации общения в группе.

Чтоб научить ребенка общаться, педагогам и родителям необходимо владеть навыками коммуникативного взаимодействия.  Поэтому, для воспитателей были проведены консультации-практикумы, тренинги коммуникативного общения.  Участвуя в практических занятиях, педагоги овладели эффективными приемами взаимодействия с дошкольниками, взяли в свой багаж приемы активного и пассивного слушания, научились эмпатийному слушанию, умению правильно строить беседу, используя технику «Я – сообщение».

Известно, что в первые годы жизни человека коммуникативные навыки формируют или не формируют родители и члены семьи. Именно им отведена важнейшая роль - научить ребенка общаться. Поэтому, для родителей были организованы детско-родительские встречи, которые помогли принять ребенка таким, какой он есть, наладить с ним взаимоотношения, через искренний интерес к жизни ребенка.  Грамотно составленные коммуникативные игры побуждают интерес к общению, помогают детям раскрепоститься, развить коммуникативные знания, умения и навыки. Выстраивая систему работы по обучению коммуникативным навыкам дошкольников с проблемами в общении, мы опирались на рекомендации специалиста в области возрастной психологии Елены Олеговны Смирновой.

1 этап. Общение без слов. Главной целью этого этапа является отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. На этом этапе использовались игры: «Жизнь в лесу», «Волны», «Ожившие игрушки».

2 этап. Внимание к другому. Целью этого этапа является формирование способности обращать на сверстников внимание и уподобляться ему. В процессе таких игр ребенок должен максимально сосредоточиться не на своем «Я» (когда другие становятся лишь фоном), а на сверстнике. На этом этапе мы проигрывали игры: «Испорченный телефон», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

3 этап. Согласованность действий. Основная задача этого этапа – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. На этом этапе использовались игры: «Сороконожка», «Путанка», «Сиамские близнецы».

4 этап. Общие переживания. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных), объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. На этом этапе использовались игры: «Злой дракон», «Кто смешнее засмеется», «Дискотека зайчиков».

5 этап. Взаимопомощь в игре. Игры пятого этапа не только требуют от детей сопереживания другому, но и дают им возможность помочь и поддержать сверстника. На этом этапе использовались игры: «Заблудившийся ребенок», «День помощника», «Живые куклы».

6 этап. Добрые слова. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. На этом этапе использовались игры: «Обзывалка», «Волшебные очки», «Конкурс хвастунов».

Человек не рождается с умением общаться, а учится взаимодействовать с окружающими в течении своей жизни. И первые годы раннего и дошкольного возраста, когда складывается базовое доверие к миру, очень важно кто будет рядом с малышом. Кто своим примером покажет, как завести друзей, как быть понятым другими, как быть частью общества и чувствовать себя комфортно среди таких же как он сам. 

Опыт проведения данной системы игр показал достаточно высокие результаты межличностного взаимодействия дошкольников. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешали возникшие конфликты. Значительно снизилась агрессивность проблемных детей. Малыши, играющие раньше в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх, привлекать внимание других детей к себе. Грамотно выстроенная система игровой деятельности позволила развить коммуникативные навыки дошкольников и прежде всего воспитать нравственные чувства, отзывчивость, желание быть частью детского коллектива.

 

. . . . .