Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Влияние совместной внеучебной деятельности на формирование здорового микроклимата в коллективе

Дата публикации: 2022-07-12 21:05:44
Статью разместил(а):
Коломина Яна Владимировна

Влияние совместной внеучебной деятельности на формирование здорового микроклимата в коллективе

Докладчик: Коломина Яна Владимировна

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2», Ступинский филиал

 

Хотелось бы поговорить о здоровом коллективе. В первую очередь, надо определить: какой коллектив можно считать «здоровым», т.к. мы, в силу профессиональной специфики, знаем, что нет абсолютно здоровых – есть не дообследованные. И это касается не только пациентов, но и рабочих коллективов.

Возможно, буду говорить избитые и знакомые вещи. Такие же простые, как "курить - вредно". Тем не менее, все-таки есть значительная часть человечества, которая курит.

Здоровая атмосфера важна в любой команде, как на уровне больших трудовых коллективов, в которых придётся работать нашим выпускникам, так и на уровне взаимоотношений в группе. Только при наличии здоровой атмосферы возможны такие решения, так как для наилучшего решения необходимо разнообразие мнений и способность их синергетически использовать.

В реальности в женском коллективе всегда присутствует напряжение, мешающее команде быть максимально "здоровой". Влияющих на здоровье атмосферы факторов множество: личные отношения, неприязнь, видимое или невидимое соперничество, уровень интеллекта, воспитания, умения выстраивать иерархию отношений между сверстниками и со взрослыми, коммуникативные способности. Принятое отношение к ошибкам, к конфликтам, разные старые истории. То есть вот такое облако неосязаемого и неосознаваемого мешает людям тесно сотрудничать, договариваться, оно разрушает доверие, а основа здорового коллектива – это в первую очередь доверие.

Все мы знаем, что человек образованный, но не  социализированный – не может быть успешным ни в личной жизни, ни в трудовой деятельности. А всё-таки, перед классным руководителем, как перед родителем стоит задача, что бы его подопечные были готовы к самостоятельной жизни.

Современные ФГОСЫ предъявляют высокие требования к уровню коммуникативных и моральных способностей студентов. Поэтому, куратору необходимо выставить приоритетные цели и задачи в построении коллектива.

Необходимо сформировать:

Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.

Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.

Собственно, психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.

Особенности нашей работы таковы, что мы не можем посвятить себя только кураторской работе, а выполняем её набегами, между занятостью педагога. Как, впрочем, и в семье – детей воспитывают в перерывах между сном и работой.

Поэтому, важным инструментом деятельности куратора является внеученое пространство.

Внеучебные мероприятия, совместные поездки, чаепития, неформальное общение, взаимная поддержка.

Эти события позволяют формировать коллектив, а не «стаю товарищей». Важно помнить:

Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.

Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.

Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.

Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.

В процессе установления норм коллектива куратору очень важно выдержать баланс между установлением дружеский и наставнических отношений. Если попытаться стать «в доску своей» и «подружкой», то ученики не смогут почувствовать в кураторе поддержку и опору, будет сложно установить контроль за поведением и успеваемостью. А если «перегибать палку» и превращаться в «тирана и деспота» местного разлива, то можно добиться отсутствия доверия и коллектив студентов будет видеть в вас врага, а не союзника. Что, конечно, тоже может сплотить коллектив, но управлять им придётся всегда из-под палки.

При подготовке доклада был проведён опрос среди студентов группы 492 б.

С помощью внеучебной деятельности, можно весьма эффективно формировать коллектив, используя:

Групповую деятельность;

Эмоциональную насыщенность и положительный эмоциональный настрой;

Уровень удовлетворённости в коллективе;

Условия пребывания в учебном заведении;

Стиль руководства куратора;

Участие в совместных проектах.

При этом возникает трансляция ценностей куратора в группу:

изменение настроений в студенческом сообществе;

- повышение престижности знаний, а не оценок;

- выведение культуры общения на новый уровень;

- популяризация ЗОЖ и профилактики заболеваний;

- фокусировка на значимости семьи, безопасности, здоровья.

Высокие цели и объединяющие принципы – наилучшая мотивация, не зависящая от взглядов и убеждений разных студентов.

Если кто-то в команде не разделяет ценностных ориентиров, навязывает скептический и пессимистичный настрой, следует определить причины и поставить его перед выбором, порекомендовав изменить отношение. Позиция пессимистов меняется довольно редко: при отсутствии желания идти на контакт здоровый коллектив сам отторгает таких индивидов. Таких людей называют «ядовитыми» или «токсичными»: обычно они приносят вред, подрывают нормальную атмосферу в коллективе. В условия обучения в СПО такие студенты снижают общий уровень дисциплины и мотивации к учению.

Один из главных факторов, провоцирующих серьезный стресс у студентов – режим многозадачности. Когда студент сталкивается с необходимостью учится на отлично в разных направлениях и по разным предметам, выполняет множество задач в ограниченных временных рамках, зачастую это снижает продуктивность, негативно отражается на результатах и внутреннем микроклимате. Чтобы исключить проблему, необходимо распределить роли в команде и перенаправить излишнюю статику в развитие культурной личности, путём стимулирования различных способностей и наклонностей.

Для этого малая социальная группа должна стать зоной комфорта, в которой студент видит источник эмпатии и поддержки. Куратору необходимо постараться не выводить подопечных из зоны удобства, а создавать ее:

- выражайте признательность;

- поощряйте творческую инициативу, желание развиваться в профессиональной отрасли;

- отмечайте вклад студентов в общее дело на собраниях;

- благодарите за креативные идеи, решение сложных, нестандартных ситуаций;

- ставьте ударение на ценности каждого для коллектива.

Обязательно необходимо поощрение взаимопомощи и дружеских отношений:

По сравнению с напряженной и официальной обстановкой дружественная атмосфера лучше способствует достижению целей, помогает установить полное взаимопонимание между студентами и в разы повышает результативность получения образования. Это подтверждено статистикой.

Дружественную атмосферу формируют:

- взаимопомощь;

- терпимость к недостаткам товарищей;

- налаженная система коммуникации;

- работа в команде;

- совместный отдых;

- общие интересы студентов.

Создавайте и поддерживайте условия для сотрудничества, в которых члены коллектива стремятся к общему результату. Личные цели и амбиции переводите на второй план:

- пресекайте попытки подняться за чужой счет;

- исключайте жесткую конкуренцию в команде;

- сочетайте сильные качества «слабых» студентов (создавая для них ситуации успеха);

- культивируйте взаимопомощь;

- одобряйте совместное времяпровождение.

В дополнение к предложенным методам стоит внедрить в группе следующие принципы:

Информационная открытость. 

Исключайте тайны, скрытность и размытые формулировки, порождающие напряженную, гнетущую обстановку в команде. Не оставляйте почву для сплетен: обсуждайте текущую ситуацию, планы и нововведения честно, открыто. Привлекайте студентов к диалогу.

Рука на пульсе команды. 

Поддерживайте обратную связь со студентами, спрашивайте о проблемах в колледже и дома, а также, о желаемых изменениях.

Адаптация к текущей реальности. 

Учитывайте актуальные события в мире, ищите способы поддержки команды в кризисной обстановке.

Благоприятная атмосфера в команде – многоаспектное понятие. Одни кураторы предпочитают держать дистанцию, общаясь на исключительно темы учёбы, другим комфортнее в дружеской доверительной обстановке. Главная задача куратора – отыскать «золотую середину», гармонизировать отношения между студентами, суметь направить усилия на общий, приоритетный результат - воспитание зрелой личности, обладающей многогранными способностями, социализированной к работе в коллективе. Которая сумеет стать не только хорошим профессионалом, но и успешным человеком.

 

. . . . .