Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обновление содержания и методов изучения географии в условиях ФГОС

Дата публикации: 2022-08-21 13:25:49
Статью разместил(а):
Лавренова Евгения Юрьевна

Обновление содержания и методов изучения географии в условиях ФГОС

Докладчик: Лавренова Евгения Юрьевна

МКОУ "Порогская СОШ"

 

Здравствуйте! Я учитель географии, тема моего выступления: «Обновление содержания и методов изучения географии в условиях обновленных ФГОС»

Итак, вы знаете, что 31 мая 2021 года вышел указ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта ООО.

Какие же изменения во ФГОС ООО произошли? Во-первых, было расширено содержание воспитательной деятельности по всем предметам, в том числе и в географии. Т.е. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения программ личностно развития, включающим:

- осознание российской гражданской идентичности

- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности, личностному самоопределению

- ценность самостоятельности и инициативности

- наличие мотивации к целенаправленной социально-значимой деятельности

- сформированности внутренней позиции личности как особо ценностного отношения к себе, окружающим людям, жизни в целом.

Т.е. были изменены требования к личностным образовательным результатам, и увеличено количество направлений воспитательной работы. А это значит, что личностные результаты обучения географии сформулированы по направлениям воспитательной работы. Рассмотрим детализацию к метапредметным результатам. Что касается предметных результатов в географии в каждом классе они прописаны в примерной рабочей программе. Возникает вопрос, а на что они направлены. Отсюда делаем вывод о том, что география в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Предмет "география" начинается  с 5 класса.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

Курс «География» в 5 классе преподаётся вместо природоведения. ФГОС ООО предлагает 1 час недельной нагрузки. Начинать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компонентов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе «природа - человек - хозяйственная деятельность», используя различные источники географических знаний.

Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития  своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.

Основу организации учебной деятельности составляет решение учащимися системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют мыслить пространственно, во временном аспекте, решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности; уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

В связи с этим результаты обучения географии в условиях обновленных ФГОС, представлены следующим образом:

Результаты обучения географии в основной школе:

Результаты

Результаты обучения географии

Предметные результаты

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1. Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

2. Представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

3. Умение работать с разными источниками географической информации

4. Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

5. Картографическую грамотность.

6. Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды и т.д.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты - это формирование и развитие посредством географического знания:

1. Познавательных интересов.

2. Интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

3. Гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

4. Готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности.

5. Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.

6. Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Метапредметные результаты связаны с формированием универсальных способов деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

1. Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи.

2. Выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

3. Оценивать достигнутые результаты.

4. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

5. Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.

Личностные результаты

Личностным результатом обучения географии в основной школе является: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии: ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

Личностные результаты - это гармонично развитые социальные чувства и качества.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отмечается большое значение системно-деятельностного подхода в организации познавательной деятельности учащихся. Чрезвычайно важно полностью исключить пассивность каждого из участников учебно-воспитательного процесса и включить всех в активную познавательную деятельность. При этом важно обеспечит предварительную мотивацию изучения учебного материала и оптимальную нагрузку каждого учащегося. Возникновение интереса к изучению проблемы не должно падать по причине перегрузки ученика заданиями и упражнениями и их неоправданной сложностью, заданной без учета уровня подготовки и развития каждого из учащихся.

Рассмотрим требования к современному уроку по географии:

- Чёткое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков.

- Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся.

- Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков.

- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся.

- Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».

- Планирование воспитательной функции урока.

- Комплексное планирование задач урока.

- Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.

- Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.

- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.

- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

- Практическая направленность учебного процесса.

- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.

- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.

- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.

- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).

- Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.

- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся.

- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

- Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.

- Включение компьютеров в педагогические технологии.

- Дифференциация домашних заданий.

- Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.

- Обеспечение благоприятных гигиенических условий.

- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.

- Имидж учителя.

- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

- Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.

- Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.

- Оценка и самооценка работы учителя.

Важно помнить, что формирование универсальных учебных действий должно соблюдаться на каждом этапе урока!

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные, общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные, планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)(учитель консультирует)

Регулятивные, контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные, коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные, саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Уже на первых этапах изучения географии учителю необходимо продумать систему работы, ориентированную на применение в учебном процессе современных методов и технологий обучения. Существенной в этом плане выступает оценочная деятельность учителя. Оценка учебных достижений по сравнению с традиционной системой оценивания должна быть более содержательной, дифференцированной, объективной.

Работа учителя географии неразрывно теперь связана с информационными технологиями и геоинформационными системами. В помощь нам учителям географии, в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации в 9-м и 11 классах  интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ по географии:

И в заключение мне хотелось бы сказать: в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. 

 

. . . . .