Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные методы обучения математике в средней школе

Дата публикации: 2023-04-07 09:53:45
Статью разместил(а):
Лаврова Елена Дмитриевна

Современные методы обучения математике в средней школе

Докладчик: Лаврова Елена Дмитриевна

МБОУ «Голубинская СОШ Новооскольского городского округа»

 

Каждая эпоха ставит перед собой конкретные задачи образования, выражающие социальный заказ, который должна выполнять школа. Новая эпоха требует новых подходов. Еще не так давно конечной целью школьного образования считалось овладение определенным уровнем знаний, умений и навыков, предписанных учебными планами и образовательными стандартами. Сегодня ситуация в корне изменилась. Однако сфера образования развивается стремительно и требует постоянных нововведений. Сегодня уже не вызывает сомнений, что современный школьник сильно отличается от своего сверстника десятилетней давности. И это закономерно: иным стал ритм жизни, изменились предметный и социальный мир, и даже ожидания взрослых и детей.

Современные дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества, когда все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения. При этом современные школьники в развитии мышления и умственных способностей совсем не опережают возраст. Более того, они часто не в состоянии сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеяны; у них резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата «нажатием одной кнопки». В связи с этим, на первый план выходит овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, акцент делается на самообразовании и самоконтроле в процессе социализации.

Для реализации интерактивных методов обучения наиболее оптимальными являются, на мой взгляд, следующие подходы: творческие задания, работа в малых группах, ролевые игры, социальные проекты и т.п. Педагог в  данном случае выступает лишь в качестве организатора процесса обучения, лидера группы, помощника, создателя условий для инициативы учащихся. На уроке происходит прямое взаимодействие учащихся со своим опытом и опытом своих друзей. Новые знания, умения, отношения формируются на основе и в связи с таким опытом. Учащиеся должны думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы. При этом следует иметь в виду, что на одном занятии можно использовать только 1-2 интерактивных метода, а не их калейдоскоп. 

Реализация активных методов  обучения предполагает тесную взаимосвязь педагога и учащихся, которая строится на договорной основе и в которой учитываются принципы индивидуализации и дифференциации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала. Обязательными составляющими здесь выступают общение и диалог. Основная роль учителя – общее руководство, управление процессом, но только как условие, обеспечивающее самоуправление. 

При этом не следует забывать и о контроле, который  должен быть поэтапным. Перед началом изучения нового материала учитель должен четко определить результаты усвоения темы, обозначить критерии результатов и объявить их учащимся, сообщить время и форму проведения итогового контроля по теме, а также проинформировать о дополнительных формах оценки достижений учащихся. 

Одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, является метод эвристической беседы. Этот метод был разработан еще в трудах таких известных педагогов, как Лезан, С.И. Шохор-Троцкий, В.М. Брадис, У. Сойера и др. Идея метода состоит в том, что учитель путем последовательно поставленных заданий «наводит» учащихся на самостоятельное обнаружение того или иного математического факта. Так, шаг за шагом, учащиеся самостоятельно преодолевают трудности в решении поставленной проблемы и приходят к ее решению. Роль учителя сводится к тому, чтобы организовать  и направить работу ученика. 

Практика показывает, что учащиеся быстро входят «во вкус» и явно возрастает их интерес к тем видам работ, в которых находит применение метод эвристической беседы или его разновидности. 

Мозговой штурм, как метод обучения был предложен в конце 1930-х гг. А. Осборном. В ходе «штурма» его участники выдвигают как можно большее количество решений поставленной задачи, на первом этапе даже не анализируя их. Затем на основе обсуждения всех предложенных идей выбирается одна – наиболее продуктивная. Метод эффективен тем, что участие в процессе могут принимать даже учащиеся с  минимальным уровнем знаний. Он, оказывая минимальное стрессовое воздействие, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению. 

Близок к этому методу метод тематических обсуждений. Но в этом случае процесс обсуждения ограничен конкретными рамками. В результате использования метода расширяется информационная база учащихся относительно обсуждаемой дисциплины. 

Вообще творческие задания составляют основу любого интерактивного метода. Творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащегося.

Существенно разнообразить работу на уроке помогает работа в группах. На мой взгляд, это один из самых оптимальных вариантов проведения уроков с использованием интерактивных методов в старшей школе.

В старшей школе не просто допустимо, а скорее даже необходимо введение в учебный процесс семинарских занятий. Семинар – это совместное обсуждение учащимися под руководством педагога изучаемых вопросов и поиск путей решения определенных задач. В этом случае возможно учитывать и контролировать уровень знаний и навыков учащихся, установить связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом.

И нужно обязательно обратить внимание, как мне кажется, на самое главное. Ни один урок не должен представлять собой монологической речи учителя. Самым оптимальным методом должна быть эвристическая беседа, призванная актуализировать знания учащихся, осмысливать вновь полученные знания на основе уже имеющегося опыта.

Но в педагогической деятельности нет, да и, наверно, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, ставя перед собой задачу на основе современных и традиционных методов обучения выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу. 

 

. . . . .