Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные технологии в обучении английскому языку

Дата публикации: 2023-04-11 13:13:10
Статью разместил(а):
Кудухова Нонна Нугзаровна

Современные технологии в обучении иностранному языку

Докладчик: Кудухова Нонна Нугзаровна

ГБОУ РФМЛИ

 

В наше время многих преподавателей иностранных языков волнует поиск новых технологий обучения. Это связано с рядом факторов: требованиями к конечным целям изучения языка, психологией современного учащегося и, конечно, с технологическими изменениями в окружающем нас мире.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

Одной из главных задач, считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Использование технологий обучения иностранным языкам в современной школе основывается на развитии субъект-субъектных отношений учителя и обучающихся. Эти отношения предполагают: признание обучающегося основной ценностью образовательного процесса; переход к сотрудничеству, учитель выступает как организатор учебной деятельности, в которой ученик ведет самостоятельный поиск; выявление и максимальное использование субъектного опыта обучающегося, согласование его опыта с общественно значимым опытом; активизацию личностных функций ученика и т.д.  

Критериями отбора технологий выступают: интерактивность, деятельностный характер, направленность на поддержку индивидуального развития, наличие свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания, способа учения, диалогичность, перенос акцента с запоминания информации на изучение действительности. Выбор метода каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:       

Обучение в сотрудничестве (Сooperative Learning). Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Обучение в сотрудничестве – это использование малых групп обучающихся в реальном или виртуальном (при дистанционном обучении) классе. Решение учебных задач предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми, и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач 

Самостоятельная образовательная деятельность обучающихся является одним из принципов обучения в сотрудничестве. Существует несколько разновидностей технологии обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами:

· Student Team Learning (обучение в команде)

· Student Teams Achievement Divisions (индивидуально-групповой подход)

· Teams Games Tournament (командно-игровой подход) 

· Learning Together (учимся вместе).

Общим для всех вариантов обучения в сотрудничестве являются:

1. Зависимость от единой цели, которую обучающиеся могут достичь только совместными усилиями.

2. Индивидуальная самостоятельная работа, которая является «элементарной частицей» коллективной самостоятельной работы.

3. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Технология «Круглый стол» предусматривает ведение беседы, в которой участвуют все ученики учебной группы. Учитель сообщает определенную проблему, участники «круглого стола» обсуждают ее, собирают необходимую информацию, анализируют, обобщают, ищут оптимальные пути ее решения. Задача каждого ученика - сделать свой собственный вклад в решение данной проблемы.

«Интервью» как современная технология обучения также может широко использоваться на уроках иностранного языка. Для организации обучения по указанной технологии избираются «интервьюеры» «журналисты» и «известные личности». «Интервьюеры» готовят вопросы для опроса, а «известные люди» имеют придумать биографии, творческий путь, особенности профессиональной деятельности. После проведения «интервью» участники сообщают о полученной информации.

«Учимся вместе». При такой форме обучения предусматривается определение небольших групп по разным уровнем языковой и речевой подготовки. Каждая группа получает одно задание, которое является подтемой определенной широкой темы, над которой работает весь класс.

«Исследовательская работа». Эта форма организации учебной деятельности учащихся характеризуется самостоятельной направленности выполнения задания.

Ученики сами выбирают подтему общей темы и работают индивидуально. Затем ученики каждой группы готовят доклад по выбранной теме и представляют ее.

Такая технология обучения как «Кейс-метод» представляет собой коллективную работу над определенной ситуацией, задается учителем в письменной форме.

В настоящее время перед педагогами стоит важная задача: как сделать процесс обучения интересным и продуктивным, так чтобы в него были вовлечены все учащиеся. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый учащийся проявлял бы активную учебно-познавательную деятельность, чувствовал свою успешность, интеллектуальную состоятельность? Так наиболее известной из современных технологий, которые направлены на организацию личностно-мотивированной познавательной деятельности учащихся школы, основанной на диалогическом общении, является интерактивная технология обучения.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии обучающихся с учебным окружением. Учебная среда выступает как реальность, в которой учащийся находит себя как область осваиваемого опыта, причем речь идет не просто о подключении его наблюдений, жизненных впечатлений в качестве вспомогательного материала или иллюстративного дополнения.  

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован так, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, освоения учебного материала, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Задачами интерактивных форм обучения являются пробуждение у обучающихся интереса, эффективное усвоение учебного материала, самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства, формирование жизненных и профессиональных навыков, выход на уровень осознанной компетентности учащегося.

Например, для детей младшего школьного возраста важной остается такая технология работы как игра.

Применяя игры на уроках, решаются следующие задачи: контроль знаний становится более свободным, психологически раскрепощённым; болезненная реакция учащихся на неудачные ответы исчезает; подход к учащимся в обучении становится деликатным и дифференцированным. Например, для использования на уроках в начальной школе можно привести следующие примеры игр направленных на закрепление и активизацию изученного материала: “Clever Parrots”, “Game Echo”, “Game Rhythm”, “Guess the letter”, “Let’s count”, “Game Mobile Phone”, “New Identities”, “Circus school bag”, “Guess the colour”, “Mind reading”, “Guess the picture”, “Statues”, “Find a pair”, “Decorate the Christmas tree”, “Unfinished drawings”, “Help Santa Claus”, “Presents from Santa Claus”, “The best advice”, “Toyland” , “Let’s meet your friend”и многие другие.

В результате применения игровых технологий обучения достигаются следующие цели обучения: 

· усиливается мотивация к изучению предмета;

· стимулируется познавательная деятельность;

· активизируется мыслительная деятельность;

· самопроизвольно запоминаются сведения;

· формируется ассоциативное запоминание;

· формируется коммуникативная компетенция.

Еще одним методом, имеющим колоссальные возможности для развития мотивации познавательной активности учащихся на уроке, создания положительного настроя в изучении иностранного языка и последующему взаимодействию, сотрудничеству, взаимопомощи, коммуникации его участников, является метод проектов.

Проектную деятельность можно организовать на любом этапе обучения, но с учётом возрастных особенностей учащихся. Начинать проект лучше с выполнения простых проектов, постепенно увеличивая их степень сложности.

Проекты лучше всего применять на заключительном этапе определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности, например по завершении тематического модуля («Family», «Travel», «Learning», «Careers») или определенного аттестационного периода (в конце четверти, триместра, семестра). С точки зрения обучения иноязычной речи, самым большим достоинством проектов является то, что они предусматривают естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности с возможным преобладанием одного из них на отдельных этапах в зависимости от характера проекта.

При объяснении нового материала, закреплении пройденного материала и  для наглядности успешно используются компьютерные презентации в Microsoft Power Point, видеоролики, учебные фильмы, музыкальные видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов, электронные приложения к УМК, а так же ресурс для создания интерактивных карточек.

С помощью смартфона обучение становится более доступным. Есть много разных приложений и образовательных платформ, благодаря которым учиться стало легче и веселее. Мобильные приложения тоже могут помочь в изучении английского языка: 

1. Duolingo - это сервис для обучения иностранным языкам онлайн, с помощью которого вы также помогаете переводить интернет. Оно может использоваться как дополнительное пособие с упражнениями для изучающих английский с нуля. Курс разбит на ступени по принципу «от простого к сложному». 

2. Easy Ten для IOS и Fun easy learn English для Android - это программы, увеличивающие ваш словарный запас, с помощью различных заданий с картинками. Лексика будет прорабатываться при помощи нескольких видов заданий. Вам надо будет подобрать картинку к слову, перевести его на русский, написать его под диктовку, вставить в него пропущенные буквы и т.д. 

3. Words-Учи иностранные языки. База программы содержит более 8 тысяч слов и 26 блоков, кроме того, приложение доступно в офлайн-режиме. Главное преимущество: программа адаптируется к конкретному пользователю и в заданиях и тестах предлагает именно те слова, с которыми ранее у вас возникали сложности.

Можно сделать вывод о том, что использование новых технологий на уроках иностранного языка — это наиболее эффективное средство развития познавательной мотивации учащихся, которое предполагает активное сотрудничество учителя и ученика и учащихся друг с другом. Внедрение вышеуказанных технологий позволяет реализовать цели обучения на основе новых подходов к образованию: 

· усилить практическую ориентацию образования, направленность на развитие качеств личности, способной к эффективной жизнедеятельности в стремительно меняющемся мире;

· обеспечить функциональное владение иностранным языком,

· стимулировать учащегося к продолжению языкового образования;

· развить навык самостоятельной работы и осознание необходимости непрерывного образования и самосовершенствования; 

· усилить индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения иностранным языкам на основе личного опыта обучающегося.

А обучение с помощью новейших информационных технологий позволяет повысить мотивацию к обучению, способствует развитию их познавательной активности, значительно повышает интерес к учёбе и уровень творческой самореализации, а также даёт хорошие результаты по фoрмирoванию коммуникативных навыков по сравнению с трaдиционной метoдикой.

В заключение можно добавить, что с целью повышения мотивации учащихся при обучении английскому языку следует совмещать применение интерактивных технологий, с традиционными методами обучения, продумывая структуру урока, выбирая формы, методы и приемы работы на уроке с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

 

. . . . .