Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные технологии в экологическом образовании обучающихся начальной школы

Дата публикации: 2021-10-26 12:07:39
Статью разместил(а):
Москвина Надежда Алексеевна

Инновационные технологии в экологическом образовании обучающихся начальной школы

Докладчик: Москвина Надежда Алексеевна

студентка 3-го курса ПИ ИГУ

 

В настоящее время в образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Многие учителя ищут новые способы увлечь школьников, заинтересовать познавательной деятельностью. Таким средством является квесты – это познавательное и интересное приключение, выполняя задания, получая полезную информацию, набирая баллы, участники получают заслуженные награды. При помощи образовательного квеста ребята учатся работать с информацией, применять и принимать решение.

Напомню, что 2021 год объявлен Годом Байкала. Дети, живущие рядом с Жемчужиной Сибири, мало знают об объекте всемирного наследия. Я предлагаю для работы с младшими школьниками использовать квест-путешествие. Такая форма работы позволит тренировать и учебные навыки, и взаимодействие, и даже эмоциональный интеллект.

Квест-путешествие - игра, которая представляет собой интерактивное знакомство с уникальным озером Байкал. Целью игры в этом жанре является изучение  представленной информации и формирование у учеников индивидуального образа озера Байкал, понимания особенностей влияния Байкала на личность человека (физическое здоровье, психологическое здоровье, когнитивное развитие, проявление активной деятельностной позиции и др.).

Для формулирования выводов о восприятии Байкала человеком ученикам предлагается информационный материал (фотографии, тексты с интересными фактами) и задание.

Цели:

· Формирование у учеников понимания уникальности озера Байкал.

· Воспитание у школьников ценностного и ответственного отношения к природе Байкала.

Задачи:

· Познакомить учащихся с интересными фактами об озере Байкал, его природными достопримечательностями и экологическими проблемами озера.

· Развивать познавательные интересы учащихся.

· Формировать у детей любовь к природе родного края и потребность в общении с ней.

· Воспитывать чувство ответственности человека за экологические проблемы.

Участники: ученики 4 класса.

Время проведения: 40 минут.

Технические требования: компьютер, доступ в интернет.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. Байкальская энциклопедия.

На данной станции  учениками будет сформирован образ Байкала как источника познавательной деятельности.

Байкал - озеро тектонического происхождения, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды. Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны, бо́льшая часть видов животных эндемична. поэтому оно всегда привлекает  ученых для проведения исследований.

Мы предлагаем ребятам представить себя маленькими исследователями. Выполняя задания этапа, учащиеся расширят знания об озере Байкал, познакомятся с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из Байкал, - Ангарой и реками, впадающими, с обитателями озера. Они будут знать местонахождение озера Байкал, смогут показывать его на карте, перечислять его особенности как объекта Всемирного природного наследия. Научатся понимать значение озера как уникального природного явления не только России, но и мира.

Изучив информационный лист и выполнив задание, у детей формируется представление об  озере Байкал, как о живом организме, со своими жизненными циклами, укладом, привычками и особенностями характера. Он, как и человек, загадочен, харизматичен и уникален – скажут дети.

Байкал всё ещё не полностью исследован и полон загадок. Мы можем сказать, что его необходимо исследовать и каждый ребенок сможет найти разнообразные объекты для изучения.  Важно не останавливаться  на изученном, ведь столько интересного вокруг!

ЭТАП ВТОРОЙ. Байкальские богатыри.

На данной станции  учениками будет сформирован образ Байкала как источника здоровья.

Озеро Байкал - популярное место для отдыха и оздоровления. Кажется, сама природа позаботилась о том, чтобы туристы и жители Байкала были отдохнувшими, полными сил и энергии. Этому способствует множество факторов: чистый воздух, уникальная по составу байкальская вода, термальные минеральные источники, лечебные грязи, целебные травы и местный климат.

Я предлагаю ребятам узнать, как съездить на Байкал и зарядиться энергией и здоровьем. 

Участники квеста познакомятся с целебными источниками на Байкале, узнают, где бьют термальные ключи и найдены воды с высокой степенью минерализации. Расширят знания о процедурах и методиках улучшения и лечения здоровья. Познакомятся с уникальными целебными травами, полезными лакомствами и продуктами с берегов священного озера. Приобретут знания о правилах и особенностях зимнего плавания и  подледного дайвинга.

Выполнив задания, школьники поймут, что Байкал может быть не только загадочным, но и оздоравливающим. Совокупностью своих средств он оказывает особое влияние на организм человека. Байкальская природа обладает огромной животворящей силой, вносит свежую струю в любой, даже гаснущий организм.

ЭТАП ТРЕТИЙ. Энергия Байкала.

Байкал и местность вокруг обладает уникальной природной красотой и таинственной притягательностью. Здесь находится множество уголков, скрытых тайнами и загадками, раскрыть которые пока невозможно современному человеку. Байкал – это место аномальных, сильных мест. Культовые территории у бурят и монгол. Множество  мифов, легенд и обрядов. Нечеловеческие возможности Байкальских шаманов. О местах силы Байкала пойдет речь  на третьем этапе.

На данной станции  учениками будет сформирован образ Байкала как источника энергии и душевного спокойствия.  

Дети  познакомятся с самой древней религией людей, узнают о местах ритуальных действий (скала Шаманка, остров Ольхон, Бакланий камень и другие). Изучат подготовленный нами видеоролик. Он познакомит учеников с особенностями проведения и подготовки  ритуалов, атрибутах, о жизни и быте шаманов. Выполнив задание, игроки погрузятся в атмосферу магии.

Байкал предстанет в образе места силы, источника энергии.

ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. На данной станции  учениками будет сформирован образ Байкала как места, которое необходимо охранять.

Об экологических проблемах озера Байкал говорят давно. Она волнует не только наших соотечественников. Экологическая обстановка вокруг уникального озера, аналога которому нет на планете, тревожит всю мировую общественность.

Мы предлагаем ребятам углубить знания о способах, предотвращения усложнения и без того непростой экологической ситуации на Байкале. Участники квеста узнают, о причинах загрязнения озера и последствиях.  Осознают, что охрана озера Байкал позволит на многие десятилетия затормозить, а возможно, и остановить разрушение целой природной экосистемы, сохранить до 90% тайги и дикой природы Сибирского края. Экологические проблемы озера Байкал можно решить только совместными усилиями. Задание на данном этапе: разработка памятки "Требования к поведению туристов и отдыхающих на Байкале"  и публикация работы в инстаграм или в другой социальной сети с хэштегом  #настражеБайкала

Психологи считают, что один из действенных путей решения экопроблемы Байкала - это улучшение экологической культуры общественности. На данном  этапе мы покажем детям Байкал, как хрупкое и нуждающиеся  в защите озеро.

Подведем итоги.

Интерактивное знакомство с уникальным озером Байкал поможет детям осознать многообразие образов, покажет жемчужину Сибири с разных сторон и учащийся  выберет один, наиболее значимый для себя образ.

Квест-путешествие поможет активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные способности. Школьники научаться действовать сообща, помогать слабому, переживать друг за друга. Участники будут замотивированы ставить новые цели и задачи, учится реализовывать свои планы.

 

. . . . .