Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики

Дата публикации: 2021-11-24 16:02:01
Статью разместил(а):
Дзигасова Роза Романовна

Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках математики

Докладчик: Дзигасова Роза Романовна

ГАПОУ «СКАТК», г. Ардон

 

Развитие науки, технический прогресс, внедрение механизации, автоматизации производственных процессов существенно влияют на труд современного рабочего. Значительное место в нем занимает техническое творчество, участие в рационализации технологических процессов. Эти закономерности развития науки, техники и производства выдвигают новые требования к подготовке квалифицированных рабочих. Возникает необходимость в поисках новых путей и средств позволяющих формировать у обучающихся современных колледжей способность к освоению техники, готовить их к самообразованию, которое является важным элементом деятельности современного рабочего, являющегося конкурентно способным на рынке труда.

Исследования американских  ученных Р. Карникау и Ф. Макэлроу показали определенную закономерность обучения: человек помнит 10%- прочитанного; 20% –услышанного; 30% – увиденного; 50% – увиденного и услышанного; 80% – того, что говорит сам; 90% – того, до чего дошел в самостоятельной деятельности. Поэтому широкое внедрение в учебный процесс различных форм самостоятельных работ обучающихся – один из важнейших факторов организации их активного обучения.

Самостоятельная работа обучающихся является средством организации  их самостоятельной деятельности и позволяет успешно решать следующие задачи:                                                                                                 

а) повысить самостоятельность и прочность усвоения знаний обучающихся;

б) выработать у них умения и навыки, требуемые программой каждого учебного предмета, в том числе умения самостоятельно приобретать новые знания из различных источников;                                                                                             

в) научить обучающихся пользоваться приобретенными знаниями, умениями навыками в жизни, в общественно - полезном труде – производственном  и бытовом;    

г) развить у обучающихся познавательные способности и привить им культуру труда;

е) готовить обучающихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной деятельностью в дальнейшем.                                

Преподавание математики в нашем колледже поставлено так, что оно максимально содействует пробуждению у обучающихся  интереса к получению знании путем самостоятельного и творческого мышления, активизации умственной их деятельности. Серьезная возможность для активизации умственной деятельности обучающихся, для развития их творческого, теоретического мышления возникает тогда, когда обучающиеся перестают получать готовые знания. Только то, что добыто самими обучающимися в результате самостоятельной теоретической и практической деятельности, будет ими хорошо усвоено и будет способствовать развитию их теоретического мышления. В основе самостоятельной работы обучающихся лежит создание проблемных ситуаций и формирование способов их самостоятельного их разрешения. Проблемная ситуация стимулирует те самостоятельные, мыслительные действия, которые по необходимости должны совершенствовать обучающиеся, сталкивающиеся с теоретическими или практическими трудностями в ходе решения тех или иных проблем.

Например: на уроке по теме: «Формулы двойного аргумента», зная «Формулы сложения», их изучили на предыдущем уроке, студенты сами получили их путем постановки вопроса.  

А что получиться, если вы в «Формулах сложения», 

sin(a+b) =sina cosb +sinb cosa                        

cos(a+b)= cosa cosb-sina sinb

tg(a+b)= (tga+tgb)/(1- tga tgb)

сделаете замену а=b,

sin2a=2sina cosa   cos2a=cos2a- cos2a     tg2a  = 2tga/(1- tg2a)

Или при изучении темы: «Показательная функция и ее свойства» используем поиск экспериментально – практического характера. Используя графики  показательных функций  у=2х,   у=3х,   у=5х ,  у=(1/2)х, указать сходство и отличие графиков этих функций. Вывести свойства показательной функции.

Рассматривая графики показательных функций с основаниями 2, 3, 5, 10  мы отметим, что графики проходят через точку (0;1) и расположены выше оси Ох. Если х ,то график быстро приближается к оси Ох, но не пересекает ее; если х >0, то график быстро поднимается вверх, что мы видим на рисунке..Такой вид имеет график любой функции у = ах,  если а >1.График функции у =(1/2)х также проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ох.

Если х > 0, то график быстро приближается к оси Ох, не пересекая ее; если  х < 0, то график быстро поднимается вверх. Такой же вид имеет график любой функции у = ах, если 0<a.

Или, например: при изучении темы: «Логарифм числа» перед обучающимися ставятся проблема за проблемой. Задания  им даю на магнитной доске. Обучающиеся  подходят, срывают лепестки и решают уравнения, пока не встретятся с проблемой: Как решить уравнения  2х=5,  или 3х=2 ? Выяснилось, что обучающиеся имеют недостаточные знания, для того, чтобы решить эти простейшие уравнения. Для решения проблемы обучающимся предложила кроссворд на интерактивной доске. 

 

1

 

Л

 

 

 

2

 

 

о

 

 

 

3

 

 

г

 

 

 

4

 

 

а

 

 

 

5

 

 

р

 

 

 

6

 

 

и

 

 

 

7

 

 

ф

 

 

 

 

8

 

м

 

 

 

По горизонтали:

1. Колебание, распространяющаяся в пространстве с течением времени (волна).

2. Наука, изучающая развития человеческого общества (история).  

3. Тригонометрическая функция график, которой видите на тригонометре (тангенс).

4. Домашнее …, которое надо выполнять к каждому уроку (задание).

5. Утверждение, требующее доказательства (теорема).

6. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой основания (медиана).

7. Высота боковой грани правильной пирамиды (апофема).

8. Наука, изучающая свойства веществ (химия).

По вертикали:

9.Тема нашего урока: ЛОГАРИФМ числа.

Самостоятельными работами являются многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями, готовыми чертежами. Например: при изучении темы:  «Объем цилиндра и конуса»  (задача №11 учебник геометрии 10-11класс. Погорелов А.В.). Стог сена имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2,5м, высота 4м, причем цилиндрическая    часть стога имеет высоту 2,2м. Плотность стога сена 0,03г/см3. Определите массу стога сена.

Или же  следующая задача №12. Беру жидкость, налитую в конический сосуд, переливаю в цилиндрический сосуд (размеры сосудов даны) надо увидеть то, что я показала и составить условие задачи и, конечно, решить ее.

Заслуженным вниманием у нас на уроках пользуются  тренировочные самостоятельные работы обучающего характера. Цель этих работ – развитие практических навыков самостоятельного использования и применения изученных  формул при решении примеров и задач, обучение «технике» их решения.

Обычно, такие самостоятельные работы рассчитаны на 10-15 минут проводятся фронтально в конце урока. 

Одной из оправдавших себя форм самостоятельной работы по образцу является математический диктант. Его продолжительность 12-15 минут проводится или в начале, или в конце урока.                                                                                                            

Например: при изучении темы «Объемы многогранников» провожу следующий диктант.

1. Объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле … , где  …. 

2. Если все ребра прямоугольного параллелепипеда увеличить в 3 раза, то  объем увеличится в … раз.

3. Объем любой призмы вычисляется по формуле … , где …                                       

4. Объем любой пирамиды вычисляется по формуле … , где  …                                       

5. Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды равна 10см. Боковое ребро 12см и образует с ее высотой угол в 300. Объем пирамиды равен …

А при изучении темы «Логарифм числа» целесообразно провести следующий диктант.

1. Выражениеlogах возможно при ….  

2. log264=х, равен … так как …

3. log2x=2,  х равен …                                                                                                                 

4. Eсли loga3>loga6,то   а … 

5. 2log27+1=…       

6. logbа3 больше logba во сколько раз?

Так как наши обучающиеся слабо обучены приемам самостоятельной работы с учебником, задачником, мы не только программный материал изучаем, но и «учим их учиться». Сначала развиваем воспроизводящую самостоятельную деятельность обучающихся, а затем творческую самостоятельность в процессе обучения. Тут могут быть и текстуальные, и иллюстративные содержания в зависимости от характера изучаемого материала. наиболее эффективны задачи производственного содержания. 

Например:

Задача 1. Сколько олифы потребуется для окраски внешней поверхности 100 ведер, имеющих форму усеченного конуса с диаметром оснований 25 см и 30 см и образующей 27,5 см, если на 1м2 требуется 150 грамм олифы? (показываем ведро).

Задача 2. Цилиндрическая дымовая труба с диаметром 65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10% материала?.

Задача 3. Кирпич размером 25*12*6,5 см имеет массу 3,51 кг. Найдите плотность кирпича.

К самостоятельным работам относим и задания по изготовлению основных геометрических тел и их разверток: куба, параллелепипеда, призм, правильной пирамиды, цилиндра, конуса и т.д. при изучении поверхностей и объемов многогранников и круглых тел провожу несложные практические работы. Для максимального обеспечения самостоятельности при выполнении практических заданий каждый обучающийся получает модель стереометрического тела, которые отличаются друг от друга размерами, либо формой. с помощью линейки или угольника они проводят необходимые измерения и используют полученные данные для нахождения объема и площади полученного тела творческие самостоятельные работы по моделированию. Конструированию и изготовлению учебно – наглядных пособий способствуют привитию обучающимся полезных практических навыков и помогают им лучше усваивать теоретический материал.

К творческим относятся самостоятельные работы по составлению математических задач. Большой интерес проявляют обучающиеся к составлению кроссвордов,  математических задач с производственным содержанием и профессиональной направленностью при организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации самостоятельной деятельности обучающихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом  одновременно ставится цель устранения перегрузок обучающихся.

Одно из таких  эффективных средств развития интереса обучающихся к учебному предмету - интерактивная доска. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание обучающихся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

Приходя на урок, ребята спрашивают: «что нового будет сегодня? что интересного?». А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач моей работы. Ярким, насыщенным бывает урок, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также самостоятельной работы обучающихся. Так, например, создание обучающимися компьютерных презентаций по какой-либо учебной теме как: а) «Пирамида Хеопса»; б) «Четыре определения производной»; в) «История возникновения дифференциального исчисления» и т.д.

Поддерживая, высокий уровень самостоятельной деятельности обучаемых в процессе выполнения заданий расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания. Систематическое выполнение самостоятельных работ способствует применению приобретенных знаний. 

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. 

Самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение: воспитывает самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера. Это особенно существенно, так как большинство выпускников колледжа в будущем станут организаторами и руководителями среднего звена. Самостоятельная работа воспитывает культуру умственного труда – умение рационально организовать учебу, спланировать ее во времени, оформить надлежащим образом. Кроме того, самостоятельная работа воспитывает чувство ответственности за выполнение учебного задания, трудолюбие, настойчивость и упорство достижения цели. таким образом, самостоятельная работа завершает задачи других видов учебной работы. она расширяет и обогащает знания, умения и навыки, полученные на уроках; является важной формой воспитания обучающихся через предмет; развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля и самооценки, готовят обучающихся к самообразованию. 

 

. . . . .