Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Ценность краеведческих материалов в становлении национального самосознания и воспитании патриотизма

Дата публикации: 2021-10-28 19:47:01
Статью разместил(а):
Руденкова Наталья Аркадьевна

Ценность краеведческих материалов в становлении национального самосознания и воспитании патриотизма

Докладчик: Руденкова Наталья Аркадьевна

ГУО "СШ № 22", г. Бобруйск

Современная действительность требует приобщения обучающихся к общечеловеческим знаниям одновременно с осознанием национальных  особенностей. Введение краеведческого материала в структуру урока и краеведческая работа во внеурочное время способствуют формированию и развитию гражданской позиции, воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине.

Обучающиеся должны хорошо знать и понимать не только культуру и реалии страны изучаемого языка, но хорошо ориентироваться в событиях своей страны, знать историю и понимать особенности национальной культуры, чтобы иметь возможность участвовать в «диалоге культур», достойно представлять свою страну в условиях межкультурного общения. Только на осознании собственной  индивидуальности, знании своих истоков возможно правильное восприятие современного мира во всем многообразии его культурных и национальных проявлений. Так, знание, понимание и бережное отношение к своей Малой Родине возможно лишь в единстве с культурой и историей страны изучаемого языка.

В таких условиях воспитание через познание родного края, истории и традиций своей страны и народа было и остается очень перспективным. Известно, что чем более полными,  яркими и содержательными являются  знания детей о родных местах, тем более эффективно решается одна из основных задач воспитания – формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии.

В педагогической литературе самосознание определяется как точное понимание своей сущности, отличительных черт и общественной роли. Философский словарь дает определение понятия «патриотизм» как моральный и политический принцип, социальное чувство, сутью которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за прошлое  и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Духовный человек - гражданин и патриот с сильным национальным характером, добрый, сопереживающий, уважительно относящийся к духовным ценностям, морально устойчивый, ответственный, эстетически образованный, способный трудиться и адаптироваться к изменчивым социальным условиям. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным самосознанием.

Огромное внимание на сегодняшний день уделяется краеведению и краеведческим материалам не только в качестве средства познания прошлого, но и как средства освоения и сохранения исторического опыта. Отмечается необходимость приобщения подрастающего поколения к родной культуре, говорятся о том, что это воспитывает у детей чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории, культурным традициям. В  дальнейшем такое ценностное отношение к истории и культуре своей страны поможет  им проявлять заинтересованность и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Но как воспитать детей настоящими патриотами?

Современные условия формирования в школе системы патриотического воспитания требуют обновление форм и методов работы. Патриотическое воспитание начинается с познания детьми ценностей национальной культуры, родного города. Это долгий целенаправленный процесс и начинать его необходимо с понимания учащимися своей принадлежности к семье, народу, нации. И использование краеведческих материалов на уроках и во внеурочной деятельности является хорошим решением этой задачи, так как познание молодым поколением истории и традиций своего края, подвигов и достижений своих земляков – наиболее эффективный способ формирования любви к своему родному краю и Родине.

В последнее время мы часто слышим  фразу, что 21 век – век информационных  технологий, и это совсем неплохо. Просто к этому необходимо привыкнуть и помнить, что все меняется к лучшему. Так как современные дети  привыкли жить в условиях стремительного потока разносторонней информации, новые  технологии способствуют их развитию.  Поколение Z - это первое поколение, которое родилось в цифровом мире (после 2000 года) и  уже не представляет свою жизнь без мобильного интернета и современных гаджетов. Зуммеры задают вопросы Google, а не учителям, активно используют навигатор, совершают покупки в интернете. Они не смотрят телевизор и не читают газет, спокойно относятся к разнообразию и с самого детства живут в свете постмодернизма. Такие дети не ищут стабильности, и их мозг приучен к высокой скорости обработки информации. Если информации мало, они начинают скучать. Поскольку поколение Z затрачивает большое количество дневного времени на онлайн-игры и социальные сети, поэтому нам просто необходимо научиться использовать разные форматы работы с ними в школе. 

Современная школа - не только место для изучения чтения и письма, а возможность приобретения навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов и обмена идеями, совместного творчества. Для этого важно применять современные информационные технологии, которые основаны на социальных инструментах и сотрудничестве. Так сегодня можно встретить много новых  игр и мобильных приложений  для подростков и детей, где можно выбрать группы и сообщества по интересам (на основе социальных сетей). Эти мобильные приложения и игры позволяют создавать записи, участвовать в викторинах и переписках, голосовых чатах и чатах - «кинозалах», добавлять на стену фото, рисунки, тексты, опросы. С помощью видеофрагментов и аудиогидов мы можем провести экскурсии по любимому городу, по QR-кодам перейти на сайты с подборкой полезных ресурсов, провести мини-квест, закодировать ребус, прослушать аудиозапись, отправиться в онлайн путешествие. Так как глобальная сеть предоставляет неограниченные возможности для интерактивного взаимодействия, то целесообразным считается создание виртуальных кабинетов, интернет сайтов и блогов с целью накопления, сохранения и систематизации полученной информации (краеведческой в том числе).

Особое внимание заслуживает веб-квест. Созданный на основе задания-загадки, он требует использования краеведческой информации из различных источников, создания головоломки. По своей  сути, такая форма работы похожа на  выполнение проектного задания. Веб-квест представляет собой проблемное задание с элементами игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Суть веб-квеста заключается в том, что необходимая для решения задачи информация находится на различных сайтах, но благодаря гиперссылкам учащиеся получают возможность решить поставленную перед ними задачу в увлекательной и познавательной форме. Ссылки на часть источников предоставляются преподавателем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поиск системами. Веб-квесты построены на основе современных информационных технологий и используют богатство и безграничность информационного пространства глобальной компьютерной сети в образовательных целях и, работая с ними, мы учимся работать с современными информационными технологиями, максимально используем возможности Интернета в приобретении знаний из аутентичных источников. Краеведческие веб-квесты позволяют детям в игровой форме познакомиться с историей своего родного края. Отвечая на вопросы игры, они не просто систематизируют полученные ранее знания, но и  находят дополнительные интересные факты.

Эффективность деятельности по формированию интереса к краеведению и воспитанию национального самосознания  во многом зависит от использования интерактивных форм, методов и приемов работы, которые необходимо постоянно апробировать и использовать в процессе обучения. У онлайн-источников  и офлайн-источников существуют свое минусы и плюсы. Золотая середина заключается в объединении офлайн-обучения и онлайн-обучения, в организации смешанного обучения, где присутствует естественная социализация, симбиоз технологий и личности, интенсификация обучения, гармоничное сопряжение «школа-дом», происходит пропорциональное развитие. А свобода выбора, которую предоставляют информационные технологии, является ключом к развитию мотивации и уверенности в себе.

Политические и социально-экономические изменения, которые происходят в обществе, оказывают серьезное влияние на все сферы жизни людей. Появляются новые установки и ценности, изменяются  критерии оценки уже существующих явлений, фактов и процессов, что ведет к изменению ценностных ориентиров молодых людей. При этом неизменно важным остается формирование гражданско-патриотической позиции, которая проявляется в любви к Родине, земле предков (своим истокам), богатой истории и традициям, которые определяют национальное обличие народа. Патриотизм при этом проявляется не в громких лозунгах и красивых словах, а в жизненной позиции человека. Чтобы сформировать такую жизненную позицию, необходимо работать в сотрудничестве. Именно от социальной зрелости молодых людей, их ответственного отношения к себе, своей семье, народу, стране и Родному краю зависит настоящее и будущее общества и государства. Краеведческие материалы при этом являются эффективным средством формирования национального самосознания и активной гражданско-патриотической позиции.

Только конкретная работа и личное участие в таких событиях могут воспитать патриотизм, любовь к отечеству и его истории.

 

. . . . .