Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нетрадиционные методы обучения ребенка с ОВЗ

Дата публикации: 2020-03-13 09:47:40
Статью разместил(а):
Коробельникова Наталья Николаевна

Нетрадиционные методы обучения ребенка с ОВЗ

Авторы: Коробельникова Наталья Николаевна,

Стрельникова Анна Александровна,

Клевцова Юлия Александровна

Г(О)БУ ППМСП–центр, г. Липецк

 

«Цвет сам по себе что-то выражает –  

от этого нельзя отказываться,  

это надо использовать»

В. Ван Гог

 

Музыка побуждает нас

красноречиво мыслить.

Ралф Уолдо Эмерсон

 

Тайна песка в том, что

он раскрывает тайны.

 Галина Эль

Многие педагоги озадачены вопросами: как подготовить ребёнка к школе, чтобы этот процесс не только соответствовал учебным стандартам и был нацелен на всестороннее развитие ребёнка, но и ещё был интересен  и доставил ребёнку большое удовольствие.

Разнообразить учебную деятельность и сделать её более полной и увлекательной  можно, привлекая  на занятиях методы музыкотерапии, цветотерапии, пескотерапии, литотерапии в разных техниках и т.д.

Мы хотели бы поделиться своим опытом применения методов в работе с детьми с ОВЗ. Как правило, работа идет в тесном взаимодействии специалистов, таких как, дефектолога, психолога, логопеда. Вот некоторые готовые и опробированные нами упражнения и игры.

Музыкотерапия способна изменить душевное и физическое состояние ребёнка, а самый главный эффект от музыки - это улучшение и профилактика общего эмоционального состояния детей, коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимулирование речевой функции; нормализация просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Если классифицировать техники по работе с музыкой можно выделить следующие группы:

1. Создание музыки. 

2. Работа с готовой музыкой.

3. Смешанный тип.

Приведем примеры простых и эффективных техник работы с детьми по каждому из выделенных направлений.

• Музыкальные каракули. Здесь мы в свободной форме разрешаем ребёнку заниматься звукоизвлечением из таких инструментов как металлофон, колокольчик, барабан и другие доступные инструменты. Здесь важен сам опыт переживания ребенком самостоятельного извлечения звуков, развитие его сенсорного опыта.

• Постучи, как на тебя кричит мама. Это прекрасное упражнение для от реагирования эмоций ребенка, нивелирования негативного опыта, его переживание в творчестве.

• Постучи, как ты радуешься, постучи, как ты злишься. В этой технике можно удачно сочетать анализ поведения ребенка, его эмоционального фона и отреагирование им собственных эмоций, их приятие.

Использование цветотерапии основано на том, что зрение является самым важным из всех видов чувств. Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Цветотерапия позволяет  раскрыть внутренние возможности и способности ребёнка, это развитие в ребёнке пробуждает  способности  творить (быть креативнвым), гармонизирует и развивает личность ребёнка, помогает овладеть необходимыми к школе навыками  и умениями.

В своей работе психолог определяет уровень развития внимания, памяти, мышления, работоспособности ребёнка и учитывает тип нервной системы и темперамент, а также сформированность учебно-познавательных мотивов.

Упражнение «Рисуем деревья» (развитие творческого потенциала, воображения и мышления ребёнка, активизация речи).

Звучит медленная, мелодичная музыка. Ребёнку предлагается закрыть глаза и постараться увидеть лес. Представить себя в образе дерева. Найти ему место среди других деревьев. Показать движением, танцем, как оно себя чувствует. После этого ребенок рисует одно или несколько деревьев с помощью любых изобразительных средств, придумывает рисунку название и историю, которую дерево хотело бы рассказать от первого лица.

Упражнение  «Что какого цвета?» (развитие  слуховой памяти).

Послушай текст и запомни, какая была кукла. Раскрась куклу в соответствии с описанием.

Кукла Лола.

У Маши есть кукла Лола. Волосы у куклы золотые. Глаза голубые. У неё красивое розовое платье. На платье у куклы есть красные карманы. А туфельки у куклы белые. Маша очень любит играть со своей куклой.

Упражнение «Волшебная радуга» (развитие дыхательного выдоха).

Ребенок должен определить, какого цвета каждая полоса у радуги, а на радуге сидит жук (бабочка), помоги насекомому взлететь, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом. 

Упражнение «Цветные игры» (автоматизация звуков). Например, «Розовая игра» для автоматизация звука «р»: розовое платье, розовый флаг, розовая сумка, розовые перчатки и т.п..

Игра «Цветные слова» (автоматизация звуков, совершенствование грамматического строя речи).

Здесь можно развивать такие категории, как: 

- согласование существительных с прилагательными в роде и числе (синий цветок, синяя рубашка, синее небо);

- изменение прилагательных вместе с существительными по падежам (есть) синий цветок, (нет) синего цветка), (подошел) к синему цветку);

- согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов (одна красная ягода, две красных ягоды, пять красных ягод); 

- подбор родственных слов (зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка);

- составление описательных рассказов, сочинение сказок.              

Изотерапия - один из методов арт-терапии. В работе используются любые виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья. На данный момент очень популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, аппликации и т. д.

Данный метод арт-терапии не имеет эталонов "правильно-неправильно", "хорошо-плохо". Противопоказаний или ограничений к использованию изотерапии нет.

Ознакомьтесь с некоторыми изотерапевтическими  упражнениями, которые Вы сможете использовать в своей работе.

Упражнение «Кляксы» (техника «Кляксография»). 

Свернем лист бумаги пополам. На одной из половинки листа малыш ставит кляксу (любым способом – из трубочки, набрызг, кисточкой), а другой половинкой прикрывает. Получается отпечаток. Рассматриваете и определяете на что похоже. Недостающие детали можно дорисовать.  Затем вместе с ребенком выбираете наиболее понравившуюся кляксу, придумываете ей название, можно даже сочинить рассказ, сказку.

Упражнение «Ваш мир в красках, формах и линиях» (техника «Каракули, штриховка»). 

Выполнять это упражнение лучше под музыку. Все зависит, какой цели Вы хотите добиться – успокоить, активизировать своего ребенка. В зависимости от цели выбираете музыку. Затем на фоне музыкального сопровождения, Вы просите малыша изобразить свой внутренний мир линиями (кривые, ломанные, волнистые, прямые) и формами.

Упражнение «Печать» (техника «Оттиск печатками из картофеля, поролона, смятой бумагой»).

Для рисования «картофелем» необходимо подготовиться – делаем печатки из картофеля (клубень пополам и придаем необходимую форму: геометрические фигуры, листок клена), поролон пропитанный краской, помещенный в миску.

Теперь сам процесс творения. Ребенок печаткой прижимается к поролону и ставит отпечаток на плотную бумагу (картон).

«Оттиск поролоном».

Подготовка вся та же самая, только вместо картофеля кусочки поролона (можно заменить на пенопласт, ластик).

«Оттиск смятой бумагой».

Принцип выполнения таков же, но вместо предыдущих материалов используется смятая бумага, которой наносится отпечаток.

Упражнение «Шлепни» (техника «Рисование сухими листьями, палочками, камушками»).

Прогуливаясь на улице, соберите листья, палочки, камушки. Рисовать, творить будем с помощью их. Ребенок, например, раскрашивает красками разного цвета листок и делает отпечаток на бумаге. Далее можно кистью дорисовать свое художество.

Упражнение «Матрешка» (автоматизация звуков).

Раскрась матрешек и придумай им имена на звук (С) (для девочек), раскрась рыцарей  и придумай имена на звук (Р).

Упражнение «Нарисуй свечкой» (развитие мелкой моторик и рук).

Нарисуй свечкой  снежинку и раскрась контур (синим или голубым цветом). 

В своей практике также используем один из методов арт-терапии -
рисование на песке. Цель, которой не только снятие напряжения, страха, избавление от негативных эмоций, но и развитие познавательной, сенсорно-перцептивной сферы,  мелкой моторики рук,  речи, формирование коммуникативных навыков, формирование саморегуляции.

Занятия могут быть:

- обучающие (облегчить обучению чтению, письму, счету и грамоте; обучить и подготовить к школе – узнавание букв и цифр, готовить руку к письму);

- познавательные (развитие познавательной сферы, знания об окружающем мире, учиться ставить цели, задачи, самостоятельно их добиваться);

- проективные занятия  (диагностика внутреннего мира, психокоррекция эмоциональной сферы).

Приведем некоторые  развивающие упражнения.

Упражнение «А я знаю».

Педагог-психолог раскладывает на песке несколько геометрических фигур и предлагает ребенку подумать, какой предмет можно изобразить с их помощью. Затем малыш рисует предмет.

Упражнение «Чашки, ложки, поварешки».

Ребенок рисует контурное изображение какой-либо посуды, затем описывает рисунок (название, детали). Задача педагога угадать, что это за предмет.

Упражнение «Следы» (развитие диафрагмального дыхания). 

На песке «следы» животных, надо «замести» все следы. Ребенок дует на них.

Упражнение «Раскопай» (развитие диафрагмального дыхания). 

В песке неглубоко закопана игрушка, сдувать песок до обнаружения предмета. 

Упражнение «Шагать» (автоматизация звуков). 

«Шагать» пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося поставленный звук.

Упражнение «Составь рассказ» (развитие связной речи). 

Ребёнок составляет описательный или сравнительный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).  

Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека. 

В коррекционной практике с детьми с ОВЗ широко используем камешки «Марблс». Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Игры с использованием камней стимулируют речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи. Длительное рассматривание цветного камушка придает мыслям стройное течение.

Игра «Волшебный мешочек» (обучение грамоте). 

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игра «Фантазируем с камнем» (развитие творческого воображения).

Ребенку предлагается выложить из камней свое настроение и т.п.

Наша статья направлена в помощь не только начинающим специалистам, но и родителям. Поскольку нетрадиционные методы не требуют особых усилий и способствуют психофизиологическому комфорту детей во время занятий.

 

. . . . .