Использование метода сказкотерапии для профилактики агрессивного поведения у дошкольников
Использование метода сказкотерапии для профилактики агрессивного поведения у дошкольников
Автор: Дегтярева Оксана Александровна
МБДОУ «Лукоморье», п. Дмитриадовка, Неклиновский район, Ростовская область
Аннотация: В статье описывается метод сказкотерапии как незаменимый метод для профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Показывается целесообразность данного метода при применении различных вариантов реализации сказкотерапии в условиях ДОО.
Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, дошкольный возраст, девиантное поведение, песочная терапия.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Появление нарушений поведения, эмоциональных расстройств, и других психологических проблем связаны с теми или иными неблагоприятными событиями, происходящими в жизни ребенка. Эмоциональные расстройства представляют собой отклонение от нормы, одним из проявлений которых является возникновение нарушений социальных контактов ребенка. Одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста является агрессивное поведение используемое детьми как способ достижения цели.
В ходе изучения данной проблемы был проведен частичный анализ научных исследований и публикаций русских и зарубежных психологов: Й. Заграфова, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, А.К. Осинского, Н.Д.Левитова, А. Бандуры, Д. Доллард, З. Фрейда, К. Лоренц, В. Оклендер, А.А. Реан, К. Бютнер, В.Клайн и др.
Для снижения агрессивности у детей дошкольного возраста необходимо создание определенных условий, таких как использование психогимнастических игр, развития коммуникативных умений и формирование адекватных - дружелюбных форм поведения, что обеспечивает используемая в нашем учреждении технология сказкотерапии.
В отечественной психологии исследованием сказок и человека занимались М. Осорина, Е. Романова, Г. Азовцева, А. Лисина, А. Захаров, А. Гнездилов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие.
Новизна комплексной сказкотерапии заключается в интегрированной подходе к моделированию через сказочно-метафорическую форму системы отношений ребенка и взрослого к миру и социуму, также в осуществлении взаимодействия педагога-психолога и руководителя театральной студии ДОУ в профилактике и коррекции агрессивных проявлений у дошкольников.
Обследование детей показало, что каждый второй ребенок нуждается, если не в коррекционно-педагогической помощи и психологической поддержке, то в профилактике появления возможных поведенческих нарушений. Сказкотерапии признана универсальной технологией, помогающей в комплексе с элементами игротерапии и арттерапии выявить и откорректировать эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка.
Комплексная сказкотерапия предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы.
Концепция комплексной сказкотерапии базируется на 5 видах сказок:
· художественные;
· дидактические;
· психокоррекционные;
· медитативные;
· психотерапевтические.
Целью разработанной системы занятий является формирование у детей старшего дошкольного возраста способности находить конструктивные способы выражения агрессии.
Задачи:
1. Предупреждение агрессивных проявлений.
2. Снижение агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обучение способам регуляции эмоциональных состояний:
- обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;
- помочь детям развить умение эффективно решать проблемы и справляться с трудностями.
Каждое занятия проводятся в помещениях театральной студии и кабинета психолога, где один из специалистов проводит свою часть занятия.
План коррекционных занятий с использованием технологии сказкотерапии
План занятий |
Основные цели и задач |
Тема: «Знакомство». - «Лесенка». - Приветствие. - «Мой сказочный герой». - Этюд «Солнечный зайчик». - «Сочиняем сказку». - «Ручеек по выбору. Рефлексия «Сказочные домики». |
создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии; снятие эмоционального напряжения; развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе; принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. |
Тема: «Снятие эмоционального напряжения» - Приветствие. - «Сказочные герои». - «Встреча эмоций». - «Чего Я боюсь». - «Мы хорошие». - Рефлексия. |
снятие накопившегося эмоционального напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы; эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
Тема: «Я люблю себя таким кокой я есть» - Приветствие. - «Мой любимый –это Я». - «Гадкий утёнок». - «Веселая зарядка». - «Это я теперь!» |
формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. |
Тема: «Я все преодолею» - Приветствие. - «Рыбаки и рыбки». - «Сказка о маленьком ёжике». - «Цветик-семицветик». |
развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование и закрепление саногенных состояний. |
Тема: «Вместе весело шагать». - Приветствие. - «Ветер дует на …». - «Зимовье зверей». - «Рукавички». - «Строим цифры». |
развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми. |
Рекомендации для педагогам
1. Отбор художественных произведений производить в соответствии с возрастом, интересами и жизненным опытом детей.
2. Чтение художественных текстов должно опираться на наглядный материал(иллюстрации, картинка и т.д.), чтобы помочь детям устанавливать связи в сюжете произведения.
3. Тексты необходимо читать эмоционально, с выразительностью, интонацией, чтобы дети могли прочувствовать переживания и настроения героев.
4. Для развития творческого воображения детей при восприятии художественных произведений можно использовать после прочтения элементы ТРИЗа ( придумывание другого конца сказки, замена действий главных героев и т.д.)
5. Необходимо проводить предварительную работу перед прослушиванием текста(выделение непонятных слов и выражений), чтобы обогатить словарный запас детей и обеспечить полноценное восприятие текста.
6. Мнения и мысли педагога(личные) по отношению к героям произведений не должны быть навязаны детям, т.к. дети должны свободно выражать свое эмоциональное состояние и свое личное отношение к героям.
Литература:
1. Бюттеp К. Жить с агрессивными детьми / К. Бюттер. – М. : Педагогика, 1991. – 122 с.
2. Кузнецова Л.Н. Психолого-педагогическая коppекция детской агpессивности // Начальная школа. – 1999. – N 3. – С. 24-26.
3. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2001. – 190 с.
4. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 125 с.
5. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-88.
6. Реан А.А. Агрессия и агрессивная личность / А.А. Реан. – СПб., 1996.
7. Семенака С.П. Пути преодоления детской агрессивности // Педагогический вестник. – 2000. – № 3. – С. 10.
8. Смирнова Е.О. Агрессивные дети / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 4.