Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-04-28 19:24:53
Статью разместил(а):
Роднова Оксана Николаевна

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Роднова Оксана Николаевна

ГБОУ "Школа № 1158", ДО "Мечта"

 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедная, безграмотная речь с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

В нашем ДОУ тоже существует проблема по развитию речи, т.к. с каждым годом увеличивается количество детей с дефектами речи, малоговорящих детей. Решить эти задачи возможно и необходимо как можно раньше, и при этом наиболее эффективно использовать доступные детям виды деятельности, направленные на успешное решение задач по развитию речи.

В комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этим задачам в детском саду уделяется серьезное внимание. Для нашего возраста, т.е. для второй младшей группы определены следующие задачи:

- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.

- Формировать умение вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формы общения.

- Развивать желание активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.

- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов – названий предметов, объектов, или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

Успешная реализация всех этих задач, зависит прежде всего от уклада жизни группы, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной среды.

Дети третьего года жизни очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами: «Как?», «Что это?», «Зачем?», «Где?». Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития.

Как уже было сказано, что одна из задач развития речи – это развивающая речевая среда, то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться ко взрослым.

Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Для этого необходимо следующие:

1. Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.

2. Вовлекать детей в разговор.

3. Много говорить самому.

4. Помогать им вступать в речевой контакт со взрослыми и родственниками.

В начале адаптационного периода при планировании нужно тщательно подбирать материал по развитию речи. Следует повторять знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Наблюдения на прогулках, рассматривание на грядках растений, игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследование их, приучают детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же развивает речь. Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает чтоб дети слышали и понимали слова воспитателя, охотно выполнять поручения (что-то принести, что-то проговорить).

Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?». Данную игру мы проводим как на прогулке так и в группе. Она очень нравится детям. Они с удовольствием продолжают играть в эту игру в течение всего года.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении необходимо развивать понимание речи и активизировать словарь детей. Например: «Покажи, как ходит медвежонок …»

Процесс формирования словаря идет постоянно: во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное», «Транспорт», «Посуда», «Овощи», «Обувь», «Одежда», «Фрукты» и пр.), во время проведений настольных игр.

Желательно способствовать тому, чтоб дети употребляли слова в самостоятельной речи. При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) мы даем детям образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает: «У кого морковь?», а ребенок отвечает: «У меня морковь». Уже сейчас, по прошествии 5 месяцев, многие дети самостоятельно могут выполнять роль ведущего.

Известно если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Начало развитию мышления даёт рука. Давно доказано, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому мы активно стали вводить игры с элементами литотерапии и арт-терапии. Под литотерапией понимают любое использование природных минеральных веществ, в нашем случае это камни.

Специально для таких игр мной были разработаны карточки, которые дети могли легко использовать самостоятельно, выкладывая по контуру или по всей фигуре камушки. Так же относительно недавно мы решили поэкспериментировать с кинетическим песком. Ведь игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное состояние. Использование «педагогической» песочницы в работе с детьми раннего возраста строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении. 

Для занятий с подгруппой хорошо говорящих детей я использую лингвистические игры. В каждом занятии таких игр должно быть не более одной-двух. Их содержание в основном обусловлено темой всего занятия. На вопросы педагога дети отвечают, стоя в общем кругу. В таких играх задачей детей является точно ответить на вопрос педагога, закончить начатую фразу, образовать словосочетание или новые слова по предложенному образцу. Например, нравиться нашим детям такая игра - «Снежинка». Воспитатель проговаривает слова, в которых называются те или иные части тела, задача детей – правильно их показать, несмотря на «ошибочный» показ воспитателя: «Снежинка кружилась, Снежинка летела, И на (коленку) села!»

Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов. Такая работа у нас в группе проводится в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей детей, она предлагается в форме игры, в обстановке естественного общения. Практически та же работа проводится при рассматривании предметных картинок (с животными). При этом я стараюсь максимально увлекательно рассказывать о животном с показом иллюстративного материала или игрушки, но рассказываю так, чтобы вызвать эмоции детей (радость, сострадание, желание помочь) – это удваивает интерес и внимание ребенка.

Далее я использую прием составления совместного описательного рассказывания. Дети активно включаются в этот процесс, учатся интонационному завершению предложений. Таким образом развивается мыслительная активность и воображение детей. Так же не малую работу проводим и по ознакомлению с художественной литературой, что развивает мышление, воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Трудность понимания и запоминания заключается в том, что книжный текст и разговорный сильно отличаются. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно убедиться в том, что текст им понятен. Чтобы облегчить детям понимание и запоминание текста, мы используем прием упрощенных схем, мнемодорожек и мнемотаблиц. А также играем в игры: “Угадай сказку”, “Разложи по порядку”, “Герой какой сказки?”.

Кроме этого, мы с детьми учим много стихов (в группе, дома), песенок, игр с пальчиками, речевых игр, разучивать подвижные игры. В результате обучения дети овладевают умением правильного построения разных типов предложений, использовали различные части речи, умением связно пересказывать сказки и небольшие рассказы. Учатся связно рассказывать о предмете, уже неплохо ориентируются в знакомых сказках; учатся анализировать поведение и поступки героев сказок.

В младшем возрасте приоритетной линией речевого развития детей является развитие инициативной речи, огромное значение имеет правильная организация общения ребёнка с окружающими людьми. Речь становится средством общения, развивает коммуникативные способности. Активизируется познавательная деятельность, появляются вопросы, рождается понимание. В этом возрасте ребёнку нужна помощь, чтобы передать содержание услышанного.

Одним из значимых центров речевой активности в группе является книжный уголок. Книжный уголок в нашей группе сочетает в себе центр развития речи и театральный уголок.

В уголке у нас помещены не только художественные произведения, но и дополнительный материал:

- отдельные картинки, иллюстрации;

- дидактические игры;

- альбомы для рассматривания;

- персонажи и декорации для театрализованных игр;

- игрушки- герои прочитанных произведений;

- различные виды театров;

- маски;

- материал для ремонта книг.

Материалы и оборудования книжного уголка нацелены на стимулирование ребёнка к постоянному речевому общению, способствуют развитию уверенной связной речи, обогащению словаря. Материалы призваны побуждать к совместным разговорам, обсуждению, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности.

 

. . . . .