Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

СТЕМ-технология "Мататалаб" в образовательном пространстве ДОУ

Дата публикации: 2022-04-29 00:12:32
Статью разместил(а):
Акимова Наталья Петровна

СТЕМ-технология «Мататалаб» в образовательном пространстве ДОУ

Автор: Акимова Наталья Петровна

 

Цель: создание условий для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии, обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи:

- Повысить уровень педагогической компетентности педагогов, мотивацию на использование в практике с детьми интерактивных педагогических технологий при работе с дошкольниками.

- Передача опыта интерактивных педагогических методов и приёмов в образовательном процессе ДОУ.

- Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагога.

Оборудование: Робототехнический набор MatataLab, командная башня и панель управления, кодирующие блоки, обучающие брошюры с различными заданиями, лист ватмана, фломастеры.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знаний: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна. Дошкольный возраст – это идеальное время для начала изучения основ программирования и робототехники, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству ...

Для развития у дошкольников логического, алгоритмического мышления, вовлечения их в техническое творчество активно внедряется СТЕМ-технологии, а как известно, одним из модулей СТЕМ-образования является программирование и робототехника. Данное направление отвечает требованиям региональной политики в сфере образования — развитие научно-технического творчества детей в условиях модернизации производства.

Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций и механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. Робототехника и программирование являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей.

 Обучение идёт от простой техники выполнения задания к более сложной. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации. Однако следует понимать, что качество использования ИКТ должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологий имело не развлекательный, а развивающий эффект. Даже непродолжительное ее применение позволяет мотивировать детей на достижение результата.

Для развития у дошкольников логического мышления, вовлечения их в техническое творчество в нашем детском саду внедряются STEM-технологии.

Применение программируемого робота Bi-Bot позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и способствуют более эффективному усвоению материала.

Совсем недавно наш детский сад приобрел новый робототехнический набор MatataLab.

Эта технология позволяет познакомить дошкольников с основами программирования и создавать первые алгоритмы без использования ПК.

Набор MatataLab - это уникальный дидактический комплекс, где с помощью простейшей логики и элементарной, на первый взгляд, робототехники, дети дошкольного возраста в игровой форме осваивают основы математики, геометрии, программирования и даже музыки. Для этого применяется модуль Матата – музыкант, позволяющий создавать мелодии, используя настоящие ноты для этого нужно повернуть диск и выбрать нужную ноту от 1 до 7. Есть блоки с уже готовыми мелодиями. Матата-художник, позволяющий знакомить детей подготовительной группы с основами геометрии, используя угловые блоки. В комплекте идут карточки рисунков на которых уже задан алгоритм для рисования определенных фигур. Блоки для программирования созданы чтобы сделать процесс программирования игровым и осязаемым. Процесс программирования превращается в практический опыт. Занятия по составлению алгоритмов проводятся в разных формах, в том числе в форме командных игр-соревнований. Дети в микрогруппе или в паре могут создавать алгоритмы и реализовать их для достижения поставленной цели. Разработаны специальные карты для подобных занятий с робототехническим набором MatataLab.

Matatalab позволяет дошкольникам в форме игры осваивать технологии и навыки 21 века и способствует развитию многих качеств.

С помощью Matatalab проводим серию занятий «Matatalab идет в гости» по программированию робота - движение до заданной цели.

Дети с помощью блоков: вперед, поворот, числовых блоков выстраивают маршрут, по которому пойдет наш Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути ребята обозначают цветными флажками. Таким образом учимся составлять алгоритм движений робота.

Ребятам очень понравилось дополнять путь робота музыкой, танцем используя блоки-развлечения (программируют робота на воспроизведение мелодии или танца в конце пути).

Практическая часть

Я хочу поделиться своим опытом и показать возможности MatataLab. Предлагаю вам познакомиться с робототехническим набором MatataLab.

Знакомство с робототехническим набором MatataLab.

В базовый комплект MatataLab входит:

· программные блоки;

· панель управления;

· управляющая башня;

· программируемый робот;

· обучающие брошюры с различными заданиями.

Управляющая башня и робот оснащены встроенным аккумулятором. Путём расстановки блоков на панели управления, через управляющую башню робот получает сигнал по Bluetooth на осуществление того или иного действия.

Также в комплекте уже есть карта с заданиями разных уровней сложности. Но наши дошкольники любят создавать для робота свои маршруты-задания, отмечая старт красным флажком, а финиш - зелёным.

Программные блоки условно можно разделить на несколько уровней.

1 уровень - знакомим детей с основными блоками – это БЛОКИ ДВИЖЕНИЯ, они зеленого цвета и задают движение в определенном направлении. Именно они и дают огромные возможности для знакомства с основами построения простейших алгоритмов. Испытания, связанные с перемещением в определенную местность. На 1-м уровне используется самые основные блоки и простейшие движения.

Стрелочка вверх-один шаг вперёд. Кладём блок со стрелкой на панель управления, нажимаем на кнопку запуска и робот делает 1 шаг вперёд.

Стрелочка вниз-один шаг назад. Если мы выставим на панель этот блок и нажмём на кнопку запуска, то наш робот переместится назад.

Соответственно, если используем оба блока на панель управления друг за другом, то робот выполнит эти движения в той последовательности, которую мы укажем. Таким образом дети создают свой первый алгоритм. На следующем этапе дети переходят к созданию более сложных алгоритмов.

С переходом на 2-й уровень начинают появляться препятствия и задания на составление более сложного кода. К основным программным блокам добавляются числовые блоки и блоки мелодий. К ним относятся: числовые блоки, эти блоки используются для сообщения роботу количества повторов запланированного действия.

Например, 3 шага вперед, можно задать используя последовательность из трёх стрелок «вверх», а можно, использовать числовой блок 3, присоединив его к основному. Чтобы дошкольники научились строить алгоритм действий (движения):

1. Проговариваем маршрут, используем дидактическое упражнение «Пройди от … до», уточняем условия маршрута – наиболее короткой (длинной) дорогой, не пересекать ручей, мост, лес …

2. Затем ребенок согласно заданию, механически, без программирования робота, выбирает путь Мататы, соответствующий всем условиям, на карте.

3. Выбранный маршрут зарисовывается на доске, на плане-схеме …

4. И в соответствии с созданным планом маршрута запускают робота, тем самым проверяя алгоритм.

В дальнейшем дети самостоятельно прокладывают пути для мататы и составляют алгоритмы в соответствии с заданием. С ними   также знакомят детей в старшей группе.

И блоки-развлечения – танец, музыка или бег. Например: наш робот хочет принять участие в конкурсе танцев (песен), который проходит на острове или в волшебном лесу. Давайте поможем ему добраться. Дети составляют алгоритм движения до заданного пункта и добавляют блок танца в конце.

3-й уровень содержит самые сложные задачи по программированию, представлены новые маршруты движения робота, предлагается использовать циклические блоки, блоки функций они отвечают за повтор движений.

Задание 1. «Путешествие с Мататалаб».

С помощью блоков: вперед, поворот, числовых блоков необходимо выстроить маршрут, по которому пойдет наш Matata по карте от одного объекта до другого. Начало и конец пути обозначайте цветными флажками. Таким образом вы составите алгоритм движений робота. Можно дополнить путь робота используя блоки-развлечения – танец, музыка или бег (мы программируем робота на воспроизведение мелодии, танца, в конце пути).

Задание 2. «Домики друзей Matatы».

Мы программируем робота на рисование домика. Цвет домика выбираете самостоятельно (дополнения Matatalab – 3 цветных пера: желтый, красный, синий). Педагоги составляют программу (можно использовать карточку), и Matata рисует домик. Затем педагоги, проявляя творческое воображение, дорисовывают домики по своему желанию.

Предлагаю вам познакомиться с музыкальными блоками Мататы. У каждого музыкального блока есть цифры, соответствующие ноте. Составьте ноты в правильном порядке.

Задание 3. Используя карточки нужно составить мелодию используя карточки (на выбор).

Любую технологию можно и нужно переформатировать под разные образовательные задачи. Используя СТЕМ-технологии Matatalab, мы можем сделать жизнь ребенка в дошкольном учреждении интересной и увлекательной.

 

. . . . .