Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Речевое развитие детей подготовительной к школе группе

Дата публикации: 2022-05-21 18:33:19
Статью разместил(а):
Гурьева Вера Михайловна

Речевое развитие детей подготовительной к школе группе

Автор: Гурьева Вера Михайловна

МБОУ г.  Астрахани «СОШ № 27»

 

Общение — неотъемлемая часть нашей жизни. Это навык, который мы используем постоянно, и порой качество общения является определяющим. Поэтому каждому родителю и педагогу нужно уделять особое внимание на речевое развитие дошкольников! В данной статье собраны самые важные и ценные факты о развитии речи, а также приведены короткие и понятные игровые занятия для деток.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 

Речевое развитие (развитие речи, ознакомление с художественной литературой), согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры (это значит, что надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим). Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы).

Развитие связной, грамматически правильной диагностической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения). Развитие речевого творчества - работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д.

Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове). Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (проблемой является то, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей). Формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

Особенности речевого развития подготовительной к школе группе.

· Грамотная речь педагога.

· Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения).

· Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения).

· Организация деятельности в «Уголке удивительных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением).

· Создание индивидуального речевого пространства для каждого ребёнка.

При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе группе:

· Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.

· Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей.

· Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Речевая среда, созданная в подготовительной к школе группе - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.

Развивающая речевая среда (подготовительная к школе группа). Основные задачи:

· Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. 

· Совершенствовать речь как средство общения.

· Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.

· Опираясь на опыт детей и, учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.

· Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

· Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

· Помогать осваивать формы речевого этикета.

· Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.

· Приучать детей к самостоятельности суждений

Формирование словаря (подготовительная к школе группа).

Основные задачи:

· Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

· Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

· Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.

· Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи.

 Основные задачи:

· Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

· Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

· Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи (подготовительная к школе группа).

Основные задачи:

· Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

· Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

Важную роль в развитии речи и личности в целом играет формирование навыков связной речи (монологической, диалогической). Достижению хороших результатов способствует ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства, зрительные образы которых воспринимаются детьми эмоционально. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Основные задачи:

· Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

· Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.

· Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

· Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.   

· Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

· Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

· Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Подготовка к обучению грамоте. 

Основные задачи:

· Дать представления о предложении (без грамматического определения).

· Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

· Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

· Учить составлять слова из слогов (устно).

· Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Ознакомление с художественной литературой. 

Основные задачи: 

· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

· Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

· Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

· Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

· Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

· Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Методы развития речи.   

Классификация методов развития речи по используемым средствам

Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности 

Наглядные: 

· непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

· опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.) 

Репродуктивные – основы на воспроизведения речевого материала, готовых образцов:

· метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение худ. литературы, пересказ, заучивание наизусть;

· игры – драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры

Словесные: 

· чтение и рассказывание художественных произведений;

· заучивание наизусть;

· пересказ;

· общая беседа;

· рассказывание без опоры на наглядный материал.

Продуктивные – основы на построение собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения:

· обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста;

· дидактические игры на развитие связной речи; 

· метод моделирования, творческие задания.

Практические: 

· дидактические игры;

· игры-драматизации, инсценировки;

· дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

 

Средства развития речи

· Общение взрослых и детей.

· Культурная языковая среда.

· Обучение родной речи в организованной деятельности.

· Художественная литература.

· Изобразительное искусство, музыка, театр.

· Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы. 

Таким образом, развитие речи  дошкольников представляет собой системную и целенаправленную работу, способствующую развитию личности детей. эффективность данной деятельности может быть повышена при использовании разнообразных средств и методов.

 

Литература:

1. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 93 с.

2. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.

4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.

  

. . . . .