Речевое развитие детей подготовительной к школе группе
Речевое развитие детей подготовительной к школе группе
Автор: Гурьева Вера Михайловна
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 27»
Общение — неотъемлемая часть нашей жизни. Это навык, который мы используем постоянно, и порой качество общения является определяющим. Поэтому каждому родителю и педагогу нужно уделять особое внимание на речевое развитие дошкольников! В данной статье собраны самые важные и ценные факты о развитии речи, а также приведены короткие и понятные игровые занятия для деток.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие (развитие речи, ознакомление с художественной литературой), согласно ФГОС ДО, включает владение речью как средством общения и культуры (это значит, что надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим). Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы).
Развитие связной, грамматически правильной диагностической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения). Развитие речевого творчества - работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д.
Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове). Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (проблемой является то, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей). Формирование звуковой аналитической активности как предпосылки обучения грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.
Особенности речевого развития подготовительной к школе группе.
· Грамотная речь педагога.
· Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения).
· Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения).
· Организация деятельности в «Уголке удивительных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением).
· Создание индивидуального речевого пространства для каждого ребёнка.
При таких особенностях речевого развития в подготовительной к школе группе:
· Создаются благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности.
· Обеспечивается высокий уровень речевой активности детей.
· Происходит овладение детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.
Речевая среда, созданная в подготовительной к школе группе - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.
Развивающая речевая среда (подготовительная к школе группа). Основные задачи:
· Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
· Совершенствовать речь как средство общения.
· Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п.
· Опираясь на опыт детей и, учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
· Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
· Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
· Помогать осваивать формы речевого этикета.
· Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях.
· Приучать детей к самостоятельности суждений
Формирование словаря (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
· Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
· Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
· Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и целью высказывания.
· Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи.
Основные задачи:
· Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
· Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
· Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи (подготовительная к школе группа).
Основные задачи:
· Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
· Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).
Важную роль в развитии речи и личности в целом играет формирование навыков связной речи (монологической, диалогической). Достижению хороших результатов способствует ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства, зрительные образы которых воспринимаются детьми эмоционально. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.
Основные задачи:
· Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
· Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
· Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
· Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
· Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
· Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
· Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте.
Основные задачи:
· Дать представления о предложении (без грамматического определения).
· Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
· Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
· Учить составлять слова из слогов (устно).
· Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Ознакомление с художественной литературой.
Основные задачи:
· Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
· Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.
· Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
· Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворении, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимимкой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).
· Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
· Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.
Методы развития речи.
Классификация методов развития речи по используемым средствам |
Классификация методов развития речи в зависимости от характера речевой деятельности |
Наглядные: · непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); · опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.) |
Репродуктивные – основы на воспроизведения речевого материала, готовых образцов: · метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение худ. литературы, пересказ, заучивание наизусть; · игры – драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры |
Словесные: · чтение и рассказывание художественных произведений; · заучивание наизусть; · пересказ; · общая беседа; · рассказывание без опоры на наглядный материал. |
Продуктивные – основы на построение собственных связных высказываний в зависимости от ситуации общения: · обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста; · дидактические игры на развитие связной речи; · метод моделирования, творческие задания. |
Практические: · дидактические игры; · игры-драматизации, инсценировки; · дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. |
|
Средства развития речи
· Общение взрослых и детей.
· Культурная языковая среда.
· Обучение родной речи в организованной деятельности.
· Художественная литература.
· Изобразительное искусство, музыка, театр.
· Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
Таким образом, развитие речи дошкольников представляет собой системную и целенаправленную работу, способствующую развитию личности детей. эффективность данной деятельности может быть повышена при использовании разнообразных средств и методов.
Литература:
1. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 93 с.
2. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
3. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.
4. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.