Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Особенности обучения математике в старшей группе ДОУ

Дата публикации: 2022-05-26 15:14:06
Статью разместил(а):
Гаглоева Лаура Харитоновна

Особенности обучения математике в старшей группе ДОУ

Авторы: Гаглоева Лаура Харитоновна

и Кодзасова Залина Казбековна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье рассматривается использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.

Ключевые слова: педагогика, дошкольный возраст, педагогические технологии.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

 РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Особенности обучения математике в старшей группе ДОУ» Гаглоевой Лауры Харитоновны и Кодзасовой Залины Казбековны, МБДОУ № 99, г. Владикавказ

Рецензируемый материал имеет четко выраженную актуальность, так  как согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, содержание математического дошкольного образования оценивается не только через объем элементарных математических представлений, но и обеспечение продуктивного характера оперирования математическим содержанием, в рамках которого акценты смещаются на развитие любознательности, активизацию и формирование качеств мышления, специфических познавательных умений. Это, в свою очередь, обеспечивает успешность дальнейшего изучения математики, проявление способностей у дошкольников.

Материал статьи ориентируется на необходимость достижения основных целей дошкольного математического образования, а также возможность выделения в нем вариативной части, включающую различные аспекты математического образования дошкольников. Решение данного вопроса в комплексе требует осмысления содержательного и процессуального компонента деятельности.

Разработка Гаглоевой Л.Х. и Кодзасовой З.К. концентрирует решения действительно важной задачи общего изменения интеллектуального потенциала, а также – при необходимости - коррекции и компенсации недостатков и задержек развития.

Приведенный вариант решения проблемы развития математических способностей у дошкольников не претендует на полноту, ввиду сложности и многогранности данной проблемы.

В целом, статья может быть рекомендована для печати и применения в практической деятельности для обретения педагогом собственного взгляда на проблему организации деятельности дошкольников в процессе развития математических способностей.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, старший методист БУ ПО «Няганский технологический колледж», кандидат экономических наук, доцент, PhD Ольга Львовна Гиршевич.

 

В детском саду, в младшей группе закладывается формирование элементарных математических представлений у детей. От того, как успешно и грамотно будет организовано обучение, зависит дальнейшее математическое понимание детей. Обучение детей младшей группы происходит благодаря наглядно-действенному способу. Новые знания ребенок усваивает на основе непосредственного восприятия. Занятия часто проходят с элементами игры, это заинтересовывает и активизирует их внимание.

На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать математические способности детей, начиная с дошкольного возраста. Программой воспитания в детском саду в старшей группе предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Дети учатся считать до 10, не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, предметы, воспринимаемые на ощупь, движения.

Для развития и накопления навыков обследования проводятся игры с рисунками, аппликации с представлением плоских моделей фигур, круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, также с полыми кубами с отверстиями в гранях, в которые опускают пространственные модели: шара (воздушный шарик, футбольный мячик), куба (кубик с буквами, конструктор), параллелепипеда (кирпичика, плитка шоколада), треугольной призмы (пирамидка, конструктор). Детям нужно объяснить, что каждая фигура проходит (или помещается) только в отверстие своей формы.

Детей учат различать близкие по форме геометрические фигуры: круг и фигуру овальной формы, последовательно анализировать и описывать форму предметов. У детей закрепляют умение определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе («слева от меня окно, впереди меня шкаф»), по отношению к другому предмету («справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка»). Развивают умение ориентироваться в пространстве: изменять направление движения во время ходьбы, бега, гимнастических упражнений. Учат определять положение ребенка среди окружающих предметов (например, «я стою за стулом», «около стула» и т. п.). Дети запоминают названия и последовательность дней недели. Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе.

Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому. Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?» Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки.

В старшей группе детей начинают впервые учить пользоваться порядковыми числами. Чтобы доступнее объяснить эту тему, лучше пользоваться наглядным способом. Как правило, дети к этому времени знают азы порядковых чисел, но не всегда правильно употребляют в своей речи. Для количественного счета не имеет значение распределение порядкового места, или направление счета. Но для порядковых чисел это имеет существенное значение. Воспитатель показывает это, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях. И выясняется, что далеко не все предметы стоят на своих первоначальных местах. Делаем вывод, что нужно указывать направление счета. Для счета сначала используют одинаковые предметы, разные по цвету или размеру. Упражняясь в порядковом счете, они находят место одного предмета среди других, находят конкретный предмет, занимающий определенное порядковое место, расставляют предметы в указанном порядке. Обучение порядковому счету длится несколько занятий, в будущем навыки порядкового счета закрепляют в ходе работы над новой темой.

В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?». Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что, как и почему он делает; один ребенок может выполнять в это время задание у доски и пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить.

После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они делали, и что получилось в результате по мере накопления. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа.

Усвоение нужных оборотов речи обеспечивается неоднократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов заданий одного типа. Изменение приемов работы способствуют проявление детьми самостоятельности. Для поддержания интереса к занятиям воспитатель периодически вносит в них элементы игр.

 

Список литературы:

1. Гайдажийская Л.П. Основы обучения детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7.

2. Данилова В.С., Михайлова С.А. Обучение математике в детском саду // Педагогический журнал. – 2008. – № 3.

3. Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. М.: Мозаика-Синтез.

4. Кузнецова В. Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.

5. Звонкин А. К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 272 с.

 

. . . . .