Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие социально значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания

Дата публикации: 2022-05-27 12:07:14
Статью разместил(а):
Лаврентьева Наталья Дмитриевна

Развитие социально значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания

Автор: Лаврентьева Наталья Дмитриевна

МБОУ "Одинцовская СОШ № 8", дошкольное отделение - детский сад № 10

 

Аннотация: В статье анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать результаты общественно-значимого труда детей.

Ключевые слова: коллективная деятельность дошкольников, нравственные качества личности дошкольника, общественно-полезный труд.

 Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Общеизвестным является тот факт, что трудовая деятельность необходима всем индивидам для удовлетворения их жизненных потребностей, и не только физических, но также и моральных. Именно труд выступает основными источниками нравственного и эстетического развития личности. Известный отечественный педагог К.Д. Ушинский неоднократно указывал, что процессы воспитания должны формировать уже в детском возрасте стремление и мотивы ежедневной трудовой деятельности, без которой жизненный путь людей не может считаться достойной, а равно как и счастливой.

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста включает в себя элементы любых видов практической деятельности (деятельность такого рода, в свою очередь должна состоять из целей, мотивов, планов, процессов, результативности).

Первая особенность дошкольного труда заключается в том, что дети не способны создавать в процессе своего труда значимых для общества материальных благ. При всем том в процессе занятий трудом дошкольники достигают определенных результатов, которые имеют исключительно нравственное значение не только для их родителей и дошкольных педагогов, но также и для всего гражданского общества.

Вопросы формирования первоначального и при этом относительно устойчивого навыка творческого отношения детей дошкольного возраста к труду, личностной активности, воспитания нравственных черт личности дошкольников, неоднократно исследовались российскими педагогами.

Труд детей имеет для современного общества, прежде всего, воспитательное значение. Занятия трудом способны удовлетворить потребности детей дошкольного возраста в формировании их позитивного социального статуса, самоутверждения как среди сверстников, так и в кругу семьи, помогает успешного самопознанию собственных способностей и также творческого потенциала. Непосредственно для самих дошкольников труд означает его посильный вклад в бытовую деятельность близких взрослых, помогает его осознанию семейных ценностей.

Объединяясь в процессе труда со сверстниками, старшие дошкольники приобретают практический опыт межличностных взаимоотношений, учатся эмпатии и сопереживанию, поскольку у них формируются навыки адекватного распознавания эмоциональных состояний других воспитанников, участвующих в процессе труда, их огорчений и радости. Постепенно формирующиеся навыки сопереживания способствуют тому, что дети как среднего, так и старшего дошкольного возраста, в процессе совместного труд стремятся оказать помощь сверстникам, моральную поддержку, искренне сочувствуют их неудачам. Но подобные, социально-значимые качества личности у дошкольников могут быть постепенно сформированы только при реализации следующих, педагогических условий: создание воспитателями положительного эмоционального настроя воспитанников к организуемой для них трудовой деятельности, также воспитатели должны открыто и искренне демонстрировать детям свою личную заинтересованности в совместном труде, с обязательным словесным поощрением устремлений дошкольников к участию в совместном труде.

При этом основной целью дошкольных педагогов является формирование у детей дошкольного возраста позитивного настроя к совместному труду, мотивации обучения базисным трудовым навыкам, развитие навыков самостоятельности у дошкольников в части преодоления имеющихся трудностей как индивидуально, так и совместными усилиями.

Отличительной особенностью трудовой деятельности дошкольников является явное сходство с ролевыми играми. Выполняя трудовые задания, дети сами преобразуют такую деятельность в игры, например, в время работы в уголке природы играют в садовников, во время уборки – в «дочки-матери» и так далее. При этом, если воспитатели сами организуют трудовые занятия дошкольников в форме ролевых игр, то дети гораздо охотнее участвуют в них.

Трудовая деятельность современных дошкольников обладает ситуативным, необязательным характером, от полного отсутствия занятий трудом, в свою очередь, негативно воздействует на морально-нравственное развитие детей, поскольку именно в процессе совместного труда развиваются многие жизненно необходимые черты характера и качества личности каждого человека.

Именно в трудовой деятельности у дошкольников успешно усваиваются и формируются нравственные нормы поведения.

Наиболее полезным для целей нравственного воспитания является совместный труд старших и младших дошкольников. Общаясь с более старшими по возрасту детьми, младшие дошкольники учатся взаимопомощи, их привлекает общность интересов. У старших же дошкольников появляется устойчивое чувство ответственности и также добросовестности в выполнении регулярных заданий по труду, появляются навыки коллективной трудовой деятельности.

Организация трудовых занятий с дошкольниками, помимо всего прочего способствует и их социальной адаптации, а также базовому, экономическому воспитанию. Дошкольники как среднего, так и старшего возраста должны уже обладать навыками бережного отношения к окружающей природной среде, к результатам чужого труда, осознавать, что труд должен быть оплачен, а трудовые доходы необходимы для любого человеку, для удовлетворения своих потребностей и потребностей членов его семьи.

В процессе эстетического воспитания дошкольные педагоги также должны знакомить детей с результатами трудовой деятельности представителей творческих профессий: композиторов, детских писателей, художников, мастеров прикладного творчества.

Эстетическое воспитание в трудовой деятельности в дошкольных образовательных организациях должно осуществляться посредством освоения дошкольниками значения порядка в размещении предметов одежды, посуды, игрушек, средств детского труда. Эстетическому воспитанию всегда будет способствовать и музыкальное сопровождение трудовой деятельности, в процессе которого дошкольники более слаженно трудятся.

Основными видами труда детей старшего дошкольного возраста являются: самообслуживание (подготовка посуды для приема пищи, уборка кровати и так далее), хозяйственно-бытовой труд (уборка игровой зоны группы, участка на улице); ручной труд, связанный с творчеством (изготовление аппликаций и различных поделок из природных материалов, картона, цветной бумаги, кусочков тканей, а также задания по уходу за растениями в уголках природы).

При организации труда дошкольников следует учитывать посильность труда для них, при необходимости организация отдыха дошкольников, за счет физкультурных минуток или коротких игр.

Не менее важны и само содержание труда, его частота и интенсивность. Так, изготовление творческих поделок, уход за растениями в уголках природы является разнообразной деятельностью и при этом эпизодичной. Подобные трудовые занятия отличаются новизной и эмоциональностью. Трудовые задания, связанные с самообслуживанием и хозяйственно-бытовой деятельностью, наоборот, отличаются однообразием. Следовательно, хозяйственно-бытовой труд требует от самих дошкольников большого терпения, целенаправленных физических и умственных усилий, сформированных навыков самоконтроля.

Задачей педагогов, а также родителей дошкольников, при этом состоит в воспитании у детей позитивного и эмоциональное отношения к любым видам труда и для этого необходимо создавать такие условия, которые обеспечат формирование у детей привычек к труду, что способствует трудолюбию.

Воспитывать правильное отношение к труду на практике означает не только организовывать трудовые задания для дошкольников и контролировать их правильное выполнение, но и учить каждого ребенка уважать как свой собственный, так и чужой труд, учить осознавать его значимость.

Очевидным при этом является тот факт, что дети еще не обладают теми знаниями и умениями, которые позволили бы им самостоятельно трудиться. Именно по этой причине, при воспитании у дошкольников позитивного настроя к труду важным условием является постоянное межличностное взаимодействие дошкольников как с воспитателями, так и с родителями и совместное выполнение трудовых действий. Так, в процессе общения дети и взрослые учатся лучше понимать друг друга, а, помимо этого, взрослые делятся с детьми своим жизненным опытом трудовой деятельности, рассказывают, что интересного есть в их профессии, почему им нравится их должность и так далее.

Следовательно, в процессе трудового воспитания и в дошкольных образовательных организациях, и в домашних условиях необходимо развивать у дошкольников чувства значимости своего труда и также чувства собственного достоинства.

Семья, формируя у дошкольников позитивное эмоциональное отношение любым видам и формам трудовой деятельности, одновременно формирует и профессиональную ориентацию дошкольников.

Таким, образом воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, как дошкольные педагоги, так и родители современных дошкольников воспитывают у них навыки трудолюбия - наиболее значимого нравственного качества личности. Но чтобы современные дошкольники позитивно относились к своему собственному труду, необходимо постоянно усложнять как содержание, так и формы трудовых занятий, позитивно отзываться о результатах их труда.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. 3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. - М.: Педагогика. 2021.

3. Дорофеева Ю.Г. Игровая деятельность дошкольников. - Самара: АСВТ. 2019.

4. Житко И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1990. 186с.

5. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 9 (с.6-8), № 12 (с.5-25) - 2013г.; № 8 – 2014г.

6. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А. Венгера - М.: «Академия», 2018.

7. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 20192.

8. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996. - 240 с.

9. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. Спб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020г.

 

. . . . .