Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте
Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте
Авторы: Алымкулова Замира Шейшенбековна
и Пилкова Татьяна Александровна
ГБОУ “Школа № 1411”, г. Москва
Аннотация: Публикация посвящена актуальной проблеме в образовании: речевой патологии у детей – дисграфии. Тема статьи – нарушения письменной речи можно и нужно предупреждать. В ней приводятся различные игры-упражнения, направленные на развитие всех компонентов речи. Систематическое их использование скорректирует недостаточность развития высших психических функций у дошкольников. Эти приёмы разнообразны и просты, доступны не только специалистам, но и родителям. Мы полагаем, что упражнения приведут к положительному результату в профилактике дисграфии у детей.
Ключевые слова: профилактика дисграфии, игры-упражнения, дошкольный возраст.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
В настоящее время в школе родители и учителя начальных классов нередко сталкиваются с проблемой: ребенок с нормальным интеллектом, зрением и слухом, с хорошей мотивацией к обучению может неправильно читать и безграмотно писать (не дописывать слова, пропускать и менять буквы, слоги и т.д.). То есть ученик допускает многочисленные типичные ошибки стойкого характера. Такое расстройство письменной речи называется дисграфией. Это нарушение обусловлено незрелостью некоторых отделов мозга, отвечающих за развитие моторики рук, речевого внимания, зрительно-пространственных представлений.
Логопеды и дефектологи, работающие с детьми пяти-семи лет, считают, что актуально говорить о профилактике дисграфии. Практикой доказано, что дисграфию, как и другую форму речевой патологии, легче предупредить, чем устранить.
Уже в дошкольном возрасте по ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем могут поставить диагноз – дисграфия.
А если специалиста в дошкольном учреждении нет, воспитатели и родители не могут получить квалифицированную консультацию? Главное – не опускать руки. Дисграфия – это не приговор, это нарушение можно скорректировать.
Что же предпринять неравнодушному родителю, желающему научить ребёнка родному языку? С чего же надо начинать?
С игры! Ребёнка надо развивать, играя! В последовательном игровом развитии формируются все учебные навыки, в частности – грамотное письмо. Мы предлагаем игровые приёмы, которые помогут дошкольникам овладеть начальной грамотой, а родителям поверить, что все трудности преодолимы.
1. «Путаница». Взрослый намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить правильно.
2. «Утро в зоопарке». Выполнить упражнения по серии картин, на которых животные делают зарядку. Проговаривать движения.
3. «Робот». Ребенок изображает робота, точно выполняя команды: два шага вперед, один влево; шаг назад, три вправо и т.д.
4. «Юла». Раскручиваем юлу поочередно большим и указательным пальцем, большим и средним и т.д.
5. «Мячики». Прижимаем мячик (из поролона) к столу разными пальцами, сначала одной рукой, потом два мячика обеими руками.
6. «Буква + движение». Называем букву и выполняем оговоренное движение.
А – поднять и соединить руки над головой
В – встать
П – присесть
О - хлопнуть
Т – топнуть
Х – поднять и скрестить руки над головой
7. «Фотография друзей». Игрушечный фотоаппарат. 6 игрушек. Располагаем игрушки: мишка в центре, зайка справа от мишки, лиса слева от мишки и т.д.
8. «Домик». Постройка выполнена из геометрических фигур. Назови фигуры по цвету, размеру. Определи их положение.
9. «Птичка и кошка». Кошка ловит птичку. Лего-детали: дерево, куст, скамейка, дом, клумба, скворечник. Составить предложения, используя пространственные предлоги.
10. «Новоселье». Лего-детали: мебель, посуда. Постройка «Дом», в нем комната, кухня. Расставь предметы, расскажи об их местоположении.
11. «Футбол». Футбольное поле из конструктора Лего: ворота, игроки, мяч. Мяч в центре поля, за воротами, попал в правый верхний угол ворот и т.д.
12. Запомни образ букв. Сделай буквы из палочек, из проволоки.
13. На что похожи буквы? Т – антенна, Г – вешалка, Ж – жук и т.д.
14. Вылепи буквы из пластилина на картоне, узнай на ощупь.
15. Угадай буквы, написанные на ладошке, на спине.
16. Нарисуй букву в воздухе указательным пальцем правой руки либо всей рукой.
17. Азбука в мешочке. На ощупь угадай пластиковые буквы.
18. Собери буквы из двух половинок.
19. Узнай буквы. Буквы написаны зеркально или стилизованно.
20. Допиши буквы в слове. Например: К_Т, Р_К, С_М, Ж_К. Нарисуй, кто получился.
21. Отличи правильное и неправильное написание буквы. Обведи правильные, зачеркни неправильные.
22. Отгадай какая буква потерялась в слове. Например: К_Ш_, Л_МП_ (А).
23. Какая общая буква в словах: яблоко, деревня (Я).
24. Среди букв найди слова: ООКНОО, ЯЯЯМАЯ.
25. Выучи стихотворение, читая его, взмахом руки ограничивай каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам.
26. Исключи лишнее слово из ряда родственных: гора, гористый, гореть, горный.
27. Употребление неизменяемых слов. Составь предложения со словами: метро, пальто, шоссе и т.д.
28. Игра в мяч. Сок из тыквы – тыквенный, сок из сливы - сливовый.
29. «Наборщик». Из данного слова составь новые слова.
30. Закончи предложение. Бабушка в саду … . Машина остановилась … . Повар – это человек, который … .
31. Граница предложений. Расскажи текст по серии картин. Хлопай в ладоши в конце каждого предложения.
Надеемся, что игровые упражнения, которые мы рекомендуем, будут полезными для специалистов, воспитателей и родителей. Ведь через несколько месяцев дошкольники подготовительных групп станут первоклассниками. И наша общая цель, чтобы дети были успешными.