Общие принципы работы с нетрадиционной изобразительной техникой – штамп для детей дошкольного возраста
Общие принципы работы с нетрадиционной изобразительной техникой – штамп для детей дошкольного возраста
Автор: Лукьянова Любовь Ивановна
ГБОУ "Школа № 1450 "Олимп", г. Москва
Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют дошкольнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку и т.п.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности основательно вошли в курс современных образовательных программ, подразумевающих начало или вхождение воспитанников в широкий мир изобразительного искусства.
Некоторые нетрадиционные техники достаточно просты в освоении и позволяют детям дошкольного возраста пробовать себя в построении визуальной композиции с помощью простейших подручных средств и материалов. Одной из таких техник является классический и широко известный художественный штамп.
Преимущество данной техники заключается в том, что педагогу не нужно беспокоиться о начальном пороге вхождения. Она отлично подходит для знакомства с ключевыми правилами композиции и соотношения размеров её компонентов. Кроме того, данная техника позволяет юному художнику раскрепоститься и убрать лишние психологические барьеры. Ведь далеко не все воспитанники изъявляют желание сразу реализовывать свои фантазии на бумаге с помощью традиционных техник, поскольку испытывают определённый дискомфорт или просто стесняются.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям дошкольного возраста построить такую, композицию, которая вызовет у них определённое эстетическое удовлетворение и радость за результат.
Существует множество способов оставить след на бумаге – штамповать листьями, смятой бумагой, ватными палочками и так далее. Из личного опыта работы хочу представить читателю возможность изготовления штампов из овощей: картофеля, моркови. Здесь необходимо немного фантазии педагога, в частности того, что будет изображено на штампе. Чаще всего используются цветы. Картофель нужно ровно разрезать, чтобы штамповка была качественной, далее вырезать тот цветок, который бы имел привлекательный вид и был интересен ребёнку.
Дети сами выбирают из заготовленных штампов какие им больше нравятся, наносят краски (гуашь) в соответствии со своей фантазией. Для детей младшей группы можно вырезать ещё и листья, чтобы ребёнку было проще составлять букет. Используя такой метод рисования, дети развивают фантазию и творчество, учатся размещать рисунок на листе бумаги, обретают уверенность в своих возможностях.
При работе с техникой штампа педагогу следует обращать особое внимание на то, как воспитанники будут выстраивать свою композицию из нескольких штампов (элементов штампа) и по-возможности давать советы, если позволяет творческая ситуация. Далеко не всегда следует вмешиваться в процесс. В каждой композиции нужно стараться найти что-то позитивное и если вдруг композиционный баланс нарушается, то необходимо деликатно скорректировать творческое направление.
В любом случае хороший педагог обращает внимание в первую очередь на позитивные стороны детской работы, для того что бы укрепить самооценку и стимулировать желание ребёнка продолжать раскрывать свой творческий потенциал.
Список литературы:
1. Анциферова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
3. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.
5. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
6. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.