Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Интерактивные формы работы с педагогами в ДОУ

Дата публикации: 2022-08-23 12:48:44
Статью разместил(а):
Савельева Анна Васильевна

Интерактивные формы работы с педагогами в ДОУ

Автор: Савельева Анна Васильевна

МБДОУ «ЦРР - детский сад «Радуга», г. Абакан

 

Аннотация: В статье описаны интерактивные формы работы с педагогами, которые являются приоритетным направлением деятельности методической работы, которые занимают особое место в системе управления дошкольным учреждением и способствуют повышению профессиональной компетентности педагога, развитию его творческой инициативы.

Ключевые слова: интерактивные занятия, коучинг–сессия, квик-настройка, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) в дошкольное образование регламентирует педагогу совершенствовать работу не только с детьми дошкольного возраста, но и совершенствоваться самому.

В связи с этим перед руководителями ДОУ встал вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических знаний и практических умений осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию.

2. Повышение уровня активности и самостоятельности.

3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Интерактивные формы делятся на традиционные, новые и новейшие.

Традиционные - тренинг, педагогическая гостиная, семинар- практикум, круглый стол, педагогические ситуации, педагогический ринг, КВН, игра «Что? Где? Когда?».

Новые - деловая игра, банк идей, выставки-ярмарки, мастер-класс, творческий час.

Новейшие - кружки качества, педагогическая мастерская, квик-настройка, коучинг-сессия, кейс-метод.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Так как современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

- Общая эрудиция;

- Профессиональные знания, умения, навыки;

- Умение выйти из затруднительного положения, экспромт. Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ в условиях ФГОС».

В нашем педагогическом опыте получили распространение свернутые формы дискуссий, к которым относятся: круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например: «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания в условиях внедрения ФГОС ДО», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?» и другие.

КВН и «Что? Где? Когда?» успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама нашла нового папу, и у них теперь будет новый ребенок. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы (наряду с достоинствами) является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником?»

Банк идей — это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Сюжетно-ролевая игра: как вернуть игру в жизнь детского сада».

Эффективной формой, на мой взгляд, является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, такая форма стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер–класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ города.

Творческий час - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план-схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Педагогическая мастерская. Её цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие коммуникативных навыков дошкольника средствами художественной литературы и театрализованной деятельности».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Ещё одна форма, которой мы часто пользуемся перед открытыми мероприятиями для воспитателей, родителей — это настрой педагога на успешную работу «Квик-настройка»:

Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!

Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.

Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.

Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

 

Литература:

1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 170с.

2. Денякина Л.М. Технология управления образовательным учреждением. М., 2004.

3. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ // Управление ДОУ. - 2006.

4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: АЙРИС ПРЕСС. 2008. 188с.

5. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание. – 2008.- № 8.–с.24-27.

  

. . . . .