Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Отчёт воспитателя по теме самообразования

Дата публикации: 2022-08-24 10:50:17
Статью разместил(а):
Шишканова Людмила Владимировна

Отчёт воспитателя по теме самообразования

Автор: Шишканова Людмила Владимировна 

МБДОУ "Белоярский "Детский сад "Буратино", с. Белый яр

 

Аннотация: Статья отражает анализ проведённой работы по теме самообразования «LEGO-конструирование, как средство развития технического творчества детей». Рассмотрены этапы реализации, методы, которые были использованы в ходе работы по теме самообразования.

Ключевые слова: детский сад, самообразование, лего-конструирование.

 

Я выбрала изучение темы по самообразованию «LEGO-онструирование, как средство развития технического творчества детей». 

Актуальность темы самообразования.

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование. Этот вид деятельности способствует развитию умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира; формируется самостоятельность, мышление, творчество, художественный вкус; ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели); коммуникативные умения.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоретический) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO-центра.

Второй этап (накопительно-практический) – практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO-центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO-центра в образовательном процессе со старшими дошкольниками - реализация мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

В своей я работе применяла следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация и др.);
  • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.

Главная цель моей работы на втором этапе: развитие у дошкольников технического творчества, формированием первичных представлений о технике, ее свойствах, назначении в жизни человека посредством LEGO-конструирования.

На основе этой цели я сформулировала следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к LEGO-конструированию;

- формировать умения и навыки LEGO-конструирования, приобретая первоначальный опыт по решению конструкторских задач;

- развивать творческую активность, воображение, желания творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях;

- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

- воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувства ответственности;

- систематизировать и закреплять знания детей о технике.

Для достижения поставленных задач я использовала следующие формы организации обучения:

1. «Конструирование по образцу» - детям предлагались образцы построек выполненных из деталей конструктора (показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании).

2. «Конструирование по замыслу» - обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.

3. «Конструирование по простейшим условиям» - из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов (нет образца) задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.

В план занятий я включала такие темы, как «Овощи», «Транспорт», «Дом Деда Мороза», «Желание снеговика» и другие. В центре конструирования организовывала выставки, в которых были представлены работы детей, делала фото построек воспитанников и собирала их в фотоальбом.

В процессе конструкторской деятельности совершенствовались элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри) используя схемы; дети учились анализировать постройки, выделяя основные части, функциональное назначение; учились создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу; обыгрывали их, придумывали различные игровые сюжеты.

Дети с большим интересом использовали полученные знания и умения в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость.

Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:

- к концу года дети научились производить анализ созданных построек;

- совершенствовались конструктивные умения: различать, называть и использовать различные детали LEGO конструкторов, сооружать новые индивидуальные и совместные постройки, используя ранее полученные умения;

- повысилась степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности;

- сформировались коммуникативные навыки общения при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей;

- используя графические модели и элементы экспериментирования, дети достигли положительных результатов в LEGO конструировании;

- в группе появился фотоальбом с фотографиями построек детей.

В следующем учебном году я планирую:

- повысить свою профессиональную активность в работе по LEGO-конструированию и образовательной робототехники;

- начать работу по формированию и развитию творческих способностей у детей 5 лет посредством LEGO-конструирования.

- пополнять базу методических разработок занятий, наглядных пособий, схем, необходимого справочного материала.

 

Литература:

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 112 с. 

2. Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. 80с. 

3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 104с.

4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

 

. . . . .