Отчёт воспитателя по теме самообразования
Отчёт воспитателя по теме самообразования
Автор: Шишканова Людмила Владимировна
МБДОУ "Белоярский "Детский сад "Буратино", с. Белый яр
Аннотация: Статья отражает анализ проведённой работы по теме самообразования «LEGO-конструирование, как средство развития технического творчества детей». Рассмотрены этапы реализации, методы, которые были использованы в ходе работы по теме самообразования.
Ключевые слова: детский сад, самообразование, лего-конструирование.
Я выбрала изучение темы по самообразованию «LEGO-онструирование, как средство развития технического творчества детей».
Актуальность темы самообразования.
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование. Этот вид деятельности способствует развитию умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира; формируется самостоятельность, мышление, творчество, художественный вкус; ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели); коммуникативные умения.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно-теоретический) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO-центра.
Второй этап (накопительно-практический) – практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO-центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO-центра в образовательном процессе со старшими дошкольниками - реализация мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами, выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
В своей я работе применяла следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация и др.);
- Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
Главная цель моей работы на втором этапе: развитие у дошкольников технического творчества, формированием первичных представлений о технике, ее свойствах, назначении в жизни человека посредством LEGO-конструирования.
На основе этой цели я сформулировала следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к LEGO-конструированию;
- формировать умения и навыки LEGO-конструирования, приобретая первоначальный опыт по решению конструкторских задач;
- развивать творческую активность, воображение, желания творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувства ответственности;
- систематизировать и закреплять знания детей о технике.
Для достижения поставленных задач я использовала следующие формы организации обучения:
1. «Конструирование по образцу» - детям предлагались образцы построек выполненных из деталей конструктора (показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании).
2. «Конструирование по замыслу» - обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления своей самостоятельности. Дети сами знают, что и как будут конструировать.
3. «Конструирование по простейшим условиям» - из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов (нет образца) задаются только условия, которым постройка должна соответствовать.
В план занятий я включала такие темы, как «Овощи», «Транспорт», «Дом Деда Мороза», «Желание снеговика» и другие. В центре конструирования организовывала выставки, в которых были представлены работы детей, делала фото построек воспитанников и собирала их в фотоальбом.
В процессе конструкторской деятельности совершенствовались элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри) используя схемы; дети учились анализировать постройки, выделяя основные части, функциональное назначение; учились создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу; обыгрывали их, придумывали различные игровые сюжеты.
Дети с большим интересом использовали полученные знания и умения в самостоятельной игровой деятельности, в процессе которой у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующие выводы:
- к концу года дети научились производить анализ созданных построек;
- совершенствовались конструктивные умения: различать, называть и использовать различные детали LEGO конструкторов, сооружать новые индивидуальные и совместные постройки, используя ранее полученные умения;
- повысилась степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности;
- сформировались коммуникативные навыки общения при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей;
- используя графические модели и элементы экспериментирования, дети достигли положительных результатов в LEGO конструировании;
- в группе появился фотоальбом с фотографиями построек детей.
В следующем учебном году я планирую:
- повысить свою профессиональную активность в работе по LEGO-конструированию и образовательной робототехники;
- начать работу по формированию и развитию творческих способностей у детей 5 лет посредством LEGO-конструирования.
- пополнять базу методических разработок занятий, наглядных пособий, схем, необходимого справочного материала.
Литература:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 112 с.
2. Куцакова Л.В. «Конструирование в детском саду», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. 80с.
3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 104с.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.