Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Инновационные методы взаимодействия с родителями

Дата публикации: 2022-09-04 13:22:31
Статью разместил(а):
Панина Наталья Михайловна

Инновационные методы взаимодействия с родителями

Автор: Панина Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад № 7 «Мечта», с. Троицкое.

 

Аннотация: В статье раскрывается значение новых педагогических методов в детском саду. Установлены стадии внедрения новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный механизм.

Ключевые слова: дошкольный возраст, взаимодействие с родителями, ДОУ, семья, воспитание.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

Главная цель взаимодействия с семьями – это формирование отдельного пространства для развития детей в семьях и дошкольных учреждениях, дабы родители стали вполне полноценными в образовательном процессе. Так как, появляются затруднения в работе с семьей, в заимствовании новых форм взаимодействия.

Существует 4 метода взаимодействия с семьей: познавательный, информационно-аналитический, наглядно-информационный, досуговый.

1 метод: познавательный.

Организационные формы познавательного общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления мам и пап с возрастными особенностями и психологическим развитием детей, с соответствующими методами и приемами воспитания детей, отработки у родителей практических навыков. 

Собрание родительской группы. Форма осталась прежней, но поменялось содержание. Кроме отчетов и сообщений, чем можно дополнить встречу? Знаю, что одни педагоги используют мастер-классы, мультимедийные презентации. Я предлагаю включать в собрание: ролевые игры с педагогическим оглавлением, с проигрыванием проблемных ситуаций, когда родитель в образе ребенка (что ощущает ребенок, когда мы сообщаем ему не кричи, не трогай, не бегай).

Моделирование способов общения с ребенком; способов родительского поведения; видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их изречения, а далее все это прокомментировать и таким образом донести до мам и пап значение игры, значение развивающих занятий, значение прогулки. 
Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так …» (можно заблаговременно приготовить 22 родителя). 

Созидательные споры, когда родители с помощью анкетирования подразделяются на две команды, к примеру, те кто за прогулки в холод, и те, кто против. Далее обе группы в ходе полемики отстаивают свою точку зрения и приходят к единому решению. 
Также, родительское собрание можно провести в форме: 
- «Педагогической гостиной» она помогает создавать равноправное участие детей, мам и пап и педагогов в игровой и продуктивной деятельности. Педагогические гостиные помогают научить мам и пап играть с детьми, понимать их. 
- «Круглый стол» за чашкой чая. Общение осуществляется по принципу: «Я делаю это, а ты?» Родители делятся опытом семейного воспитания, ведь дети одного возраста в группе и проблемы те же. Контактируйте свободно, взгляды и мнение никому не навязывайте. 
- «Вечерние вопросы и ответы». Можно подготовить вопросы заблаговременно, можно рекомендовать записать их в вечернее время на листочке и положить в корзину, можно задать устно. На вечер можно пригласить руководителя, педагога, психолога, логопеда, врача. Вы можете иметь несколько специалистов в то же время. 
- «Родительская конференция», миссия которой заключается в распространения передового опыта семейного воспитания. Печатайте яркие анонсы, устраивайте выступления с родителями, помогайте им верно формировать изречения, устраивайте консультации с врачами, педагогами, логопедами, в зависимости от темы, на конференции можно делать писательские выставки. 

Психолого-преподавательский тренинг по взаимодействию с детьми. Вам поможет психолог. 

Как и прежде актуально функционирование кружков по интересам: «Клуб юных бабушек», «Клуб здорового малыша», «Клуб умелых рук», «Набор первоклассников». Как показывает практика, клуб лучше вести в группе, когда собираются родители из множества групп, не знают друг друга и не всегда могут раскрыться. Кроме того, родители могут участвовать в мероприятиях проекта. К примеру, «Любимый город», дабы совершать общие экскурсии по городу, посещать музеи, городские парки, делать зарисовки обычного города, составлять городские повествования.  

2. метод: информационно-аналитический. 

Главной задачей информационно-аналитических форм взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о ребенке, нюансах его формирования, и о его родителях: их запросы, ожидания, предложения, претензии. Обычно используются анкеты и тесты. Это семейный визит. 

Новый окружающий вид - обслуживание. Вы сообщаете родителям, что вам нужно знать их суждение по 1 или 2 очень значимым вопросам, и с помощью детского микрофона спрашиваете всех мам и пап. Все дети в группе, взрослые и дети, могут быть опрошены, если вам нужно узнать суждение детей. 

Вы также можете использовать "Почтовый ящик". Во время встречи вы сообщаете родителям, что они могут анонимно оставлять собственные предложения и комментарии в почтовом ящике. В конце каждой недели информация будет обрабатываться и учитываться. 

3. метод: наглядно-информационный.

Наглядная информация интерактивные формы между педагогами и родителями детей решают задачи, которые помогают родителям ознакомиться с условиями, оглавлением и методами обучения детей. Детский сад. 
Обычно это родительские уголки, где нужно предоставить информацию о распорядке дня, расписаниях занятий, специалистах, организациях по защите прав детей и меню. 

Как вы можете заполнить карманы, которые остались ? 

Заголовок "Ждем тебя!" Ежемесячный график работы идентифицирует участие мам и пап в течение месяца. 
Рубрика "Вы спрашиваете - мы отвечаем", где вы даете ответы на самые любопытные вопросы для родителей. 
Веселые и оригинальные детские изречения. Их могут зарегистрировать родители и воспитатели. 
Рекомендации от нашей семьи, управляемой родителями: раз в неделю каждый родитель по очереди пишет или печатает рекомендации прочим родителям. 

Титул "Спасибо". 

В качестве альтернативы можно попросить мам и пап создавать стенды - презентации, где родители могут изложить творчество или достижения собственного ребенка: рисунки, поделки, дипломы и призы. 

Очень интересна семейная газета «Моя семья», где родители подразделяются собственным положительным опытом семейного воспитания, или как они отдыхают всей семьей. 

Имеется также данная форма, как «Книжная эстафета» - с его содействию можно узнать, насколько осведомлены родители о собственных детях, какие проблемы их волнуют, как семьи справляются со сложными проблемами и где необходима помощь. Делается нормальная книга распорядка, пишется обращение к родителям, которым предлагается ответить на вопросы. Каждый родитель отвечал на вопросы, задавая свои вопросы и читая ответы прочих мам и пап. Книга представляет собой дополнительной формой общения воспитателей с родителями и между родителями. 

И самая крайняя форма взаимодействия — интернет-сайт детского сада. 
Ну и конечно в родительском уголке у нас всегда информация от узких специалистов и воспитателей о годовых заданиях, в зависимости от времени года, в праздничные дни. Немного слов о его конструкции. Размер шрифта 1416, полуторный интервал, шрифт не курсив, нечитаемый. Разместите текст на 12 страницах, желательно в цвете или с картинками. Непременно начните со слов: «Дорогие мама и папа», «Бабушка и дедушка», обязательно после нескольких предложений об актуальности темы – практические советы. Конец - откуда информация. Смена информации - раз в месяц. 

Некоторые из вас используют иные из вышеназванных методов в работе с родителями. А так как 70-90% мам и пап участвуют в мероприятиях, родители предпочитают мало участвовать в мероприятиях, поэтому я рекомендую использовать более креативные формы взаимодействия с родителями. 

Убеждена, они сблизят вас с семьей, отыщут в них единомышленников в воспитании детей.

 4 метод: досуговый. 

Организуются рекреационные мероприятия для установления теплых доброжелательных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных детско-родительских отношений. 

Праздники и коллективные мероприятия с родителями: «День матери», «День семьи», «День защиты Отечества» (танец, песня, стихи, конкурс, награждение, чаепитие) «День здоровья» (эстафеты, игры, знания гигиены, здоровое питание), «День сцены» (постановочные выступления детей и мам и пап), «День рождения» (по зодиаку, по циклу года). Любой день может быть чем угодно. 

Конкурс семейных игр: «Что? Где? Когда? «Две команды, которые состоят из детей и мам и пап, задания для родителей чередуются с заданиями для детей. «Устами младенца» дети говорят, вы записываете на видео, родители угадывают, «Угадай мелодию» дети совместно с родителями угадывают песни, поют песни, где имеется такое-то слово, грустные и веселые, холодные и теплые. 
Тематические конкурсы: «Дары осени» (поделки из овощей, фруктов, листьев), «Новогодняя поделка», «Театр-он такой!» (изготовление разных типов театра), «Все для спорта», «Костюмированный бал» (изготовление костюмов для детей из нетрадиционных материалов – оберточной бумаги, коробки из-под карандашей, упаковочная бумага, трава и цветы, цветные пакеты). 

Выставки: «Умелые руки» - которые сделаны руками мам и пап, «Лакомый кусочек» - сладкие кушанья и их дегустация и обмен рецептами, можно провести среди бабушек, «Семейная коллекция» - презентация чего-либо, что коллекционирует семья, история создания данной коллекции, рассказ об экспонатах. 
Акции: «Тропа добрых дел» (ежегодная помощь в благоустройстве территории д/с), «Поможем детям» (сбор игрушек, материалов для изотворчества), «Зеленая планета» (покупка и высадка цветов на территории д/с), «Каждому по книге» (сбор книг для детского сада, обмен их между группами). 

Организация коллективных экскурсий для мам и пап, детей и педагогов за пределы города: в зоопарк, в парк. 
Организация походов для мам и пап, детей и педагогов в выходной день. 

День открытых дверей.

Ярмарка. 

Творческий вечер по примеру трансляции передачи «Минута славы», где дети и родители поют, читают стихи, показывают миниатюры, акробатические номера. Каждый получает приз - самый артистичный, самый чуткий, самый одаренный, самый веселый в семье. 

Руководство: «Инновационные формы взаимодействия с родителями». 

1 метод: познавательный. 

Групповое родительское собрание: 
Ролевые игры с педагогическим оглавлением, с проигрыванием проблемных ситуаций; 
Моделирование способов общения с ребёнком; способов родительского поведения; 
Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так…»; 
Видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их изречения; 
Конструктивные споры. 
«Педагогическая гостиная»; 
Заседание «Круглого стола» за чашкой чая; 
«Вечер вопросов и ответов; 
«Родительская конференция»; 
Психолого-педагогический тренинг. 
Клуб по интересам: «Клуб молодых бабушек», «Клуб здоровый малыш», «Клуб умелые ручки». 
Проектная деятельность. 

2 метод: информационно-аналитический. 

Анкета. 
Диагностика. 
В гостях у семьи. 
Интервью. Почтовый ящик. 
Корзина вопросов. 

3 метод: наглядно – информационный. 

Родительские уголки: режим дня, сетка занятий, специалисты, организации по защите прав детей, меню. 
Стенды – презентации; 
Рубрика «Вопрос – ответ»; 
Рубрика «Мы ждем Вас. 
Рубрика «Советы нашей семьи»; 
«Словами детей»; 
Семейная газета «Моя семья»; 
Рубрика «Признательны вам»; 
«Книга-эстафета»; 
сайт детского сада; 
информация узких специалистов и воспитателей. 

4 метод: досуговый. 

Каникулы и мероприятия с родителями; 
Конкурс семейных игр: «Что? Где? Когда?»; «Устами младенца», «Угадай мелодию»; 
Тематические конкурсы: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Театр-он данный!», «Все для спорта», «Костюмированный бал»; 
Выставки: «Умелые руки», «Лакомый кусочек», «Семейная коллекция»; 
Акции: «Тропа добрых дел», «Поможем детям», «Зеленая планета», «Каждому по книге»; 
Организация коллективных экскурсий; 
Организация походов для мам и пап, детей и педагогов в выходной день. 
День открытых дверей; 
Ярмарка; 
Творческий вечер по примеру трансляции передачи "Минута славы". 

Исходя из вышеизложенного, главная цель педагога ДОО состоит в формировании совокупного пространства формирования ребёнка в семье и ДОО, привлечение мам и пап как полноценных соучастников в образовательно-воспитательный процесс детского сада. 

 

Список литературы:

1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных 
учреждений».– М., 2002. 
2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

 

. . . . .