Инновационные методы взаимодействия с родителями
Инновационные методы взаимодействия с родителями
Автор: Панина Наталья Михайловна
МБДОУ «Детский сад № 7 «Мечта», с. Троицкое.
Аннотация: В статье раскрывается значение новых педагогических методов в детском саду. Установлены стадии внедрения новых педагогических технологий в воспитательно-образовательный механизм.
Ключевые слова: дошкольный возраст, взаимодействие с родителями, ДОУ, семья, воспитание.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Главная цель взаимодействия с семьями – это формирование отдельного пространства для развития детей в семьях и дошкольных учреждениях, дабы родители стали вполне полноценными в образовательном процессе. Так как, появляются затруднения в работе с семьей, в заимствовании новых форм взаимодействия.
Существует 4 метода взаимодействия с семьей: познавательный, информационно-аналитический, наглядно-информационный, досуговый.
1 метод: познавательный.
Организационные формы познавательного общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления мам и пап с возрастными особенностями и психологическим развитием детей, с соответствующими методами и приемами воспитания детей, отработки у родителей практических навыков.
Собрание родительской группы. Форма осталась прежней, но поменялось содержание. Кроме отчетов и сообщений, чем можно дополнить встречу? Знаю, что одни педагоги используют мастер-классы, мультимедийные презентации. Я предлагаю включать в собрание: ролевые игры с педагогическим оглавлением, с проигрыванием проблемных ситуаций, когда родитель в образе ребенка (что ощущает ребенок, когда мы сообщаем ему не кричи, не трогай, не бегай).
Моделирование способов общения с ребенком; способов родительского поведения; видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их изречения, а далее все это прокомментировать и таким образом донести до мам и пап значение игры, значение развивающих занятий, значение прогулки.
Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так …» (можно заблаговременно приготовить 22 родителя).
Созидательные споры, когда родители с помощью анкетирования подразделяются на две команды, к примеру, те кто за прогулки в холод, и те, кто против. Далее обе группы в ходе полемики отстаивают свою точку зрения и приходят к единому решению.
Также, родительское собрание можно провести в форме:
- «Педагогической гостиной» она помогает создавать равноправное участие детей, мам и пап и педагогов в игровой и продуктивной деятельности. Педагогические гостиные помогают научить мам и пап играть с детьми, понимать их.
- «Круглый стол» за чашкой чая. Общение осуществляется по принципу: «Я делаю это, а ты?» Родители делятся опытом семейного воспитания, ведь дети одного возраста в группе и проблемы те же. Контактируйте свободно, взгляды и мнение никому не навязывайте.
- «Вечерние вопросы и ответы». Можно подготовить вопросы заблаговременно, можно рекомендовать записать их в вечернее время на листочке и положить в корзину, можно задать устно. На вечер можно пригласить руководителя, педагога, психолога, логопеда, врача. Вы можете иметь несколько специалистов в то же время.
- «Родительская конференция», миссия которой заключается в распространения передового опыта семейного воспитания. Печатайте яркие анонсы, устраивайте выступления с родителями, помогайте им верно формировать изречения, устраивайте консультации с врачами, педагогами, логопедами, в зависимости от темы, на конференции можно делать писательские выставки.
Психолого-преподавательский тренинг по взаимодействию с детьми. Вам поможет психолог.
Как и прежде актуально функционирование кружков по интересам: «Клуб юных бабушек», «Клуб здорового малыша», «Клуб умелых рук», «Набор первоклассников». Как показывает практика, клуб лучше вести в группе, когда собираются родители из множества групп, не знают друг друга и не всегда могут раскрыться. Кроме того, родители могут участвовать в мероприятиях проекта. К примеру, «Любимый город», дабы совершать общие экскурсии по городу, посещать музеи, городские парки, делать зарисовки обычного города, составлять городские повествования.
2. метод: информационно-аналитический.
Главной задачей информационно-аналитических форм взаимодействия с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о ребенке, нюансах его формирования, и о его родителях: их запросы, ожидания, предложения, претензии. Обычно используются анкеты и тесты. Это семейный визит.
Новый окружающий вид - обслуживание. Вы сообщаете родителям, что вам нужно знать их суждение по 1 или 2 очень значимым вопросам, и с помощью детского микрофона спрашиваете всех мам и пап. Все дети в группе, взрослые и дети, могут быть опрошены, если вам нужно узнать суждение детей.
Вы также можете использовать "Почтовый ящик". Во время встречи вы сообщаете родителям, что они могут анонимно оставлять собственные предложения и комментарии в почтовом ящике. В конце каждой недели информация будет обрабатываться и учитываться.
3. метод: наглядно-информационный.
Наглядная информация интерактивные формы между педагогами и родителями детей решают задачи, которые помогают родителям ознакомиться с условиями, оглавлением и методами обучения детей. Детский сад.
Обычно это родительские уголки, где нужно предоставить информацию о распорядке дня, расписаниях занятий, специалистах, организациях по защите прав детей и меню.
Как вы можете заполнить карманы, которые остались ?
Заголовок "Ждем тебя!" Ежемесячный график работы идентифицирует участие мам и пап в течение месяца.
Рубрика "Вы спрашиваете - мы отвечаем", где вы даете ответы на самые любопытные вопросы для родителей.
Веселые и оригинальные детские изречения. Их могут зарегистрировать родители и воспитатели.
Рекомендации от нашей семьи, управляемой родителями: раз в неделю каждый родитель по очереди пишет или печатает рекомендации прочим родителям.
Титул "Спасибо".
В качестве альтернативы можно попросить мам и пап создавать стенды - презентации, где родители могут изложить творчество или достижения собственного ребенка: рисунки, поделки, дипломы и призы.
Очень интересна семейная газета «Моя семья», где родители подразделяются собственным положительным опытом семейного воспитания, или как они отдыхают всей семьей.
Имеется также данная форма, как «Книжная эстафета» - с его содействию можно узнать, насколько осведомлены родители о собственных детях, какие проблемы их волнуют, как семьи справляются со сложными проблемами и где необходима помощь. Делается нормальная книга распорядка, пишется обращение к родителям, которым предлагается ответить на вопросы. Каждый родитель отвечал на вопросы, задавая свои вопросы и читая ответы прочих мам и пап. Книга представляет собой дополнительной формой общения воспитателей с родителями и между родителями.
И самая крайняя форма взаимодействия — интернет-сайт детского сада.
Ну и конечно в родительском уголке у нас всегда информация от узких специалистов и воспитателей о годовых заданиях, в зависимости от времени года, в праздничные дни. Немного слов о его конструкции. Размер шрифта 1416, полуторный интервал, шрифт не курсив, нечитаемый. Разместите текст на 12 страницах, желательно в цвете или с картинками. Непременно начните со слов: «Дорогие мама и папа», «Бабушка и дедушка», обязательно после нескольких предложений об актуальности темы – практические советы. Конец - откуда информация. Смена информации - раз в месяц.
Некоторые из вас используют иные из вышеназванных методов в работе с родителями. А так как 70-90% мам и пап участвуют в мероприятиях, родители предпочитают мало участвовать в мероприятиях, поэтому я рекомендую использовать более креативные формы взаимодействия с родителями.
Убеждена, они сблизят вас с семьей, отыщут в них единомышленников в воспитании детей.
4 метод: досуговый.
Организуются рекреационные мероприятия для установления теплых доброжелательных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных детско-родительских отношений.
Праздники и коллективные мероприятия с родителями: «День матери», «День семьи», «День защиты Отечества» (танец, песня, стихи, конкурс, награждение, чаепитие) «День здоровья» (эстафеты, игры, знания гигиены, здоровое питание), «День сцены» (постановочные выступления детей и мам и пап), «День рождения» (по зодиаку, по циклу года). Любой день может быть чем угодно.
Конкурс семейных игр: «Что? Где? Когда? «Две команды, которые состоят из детей и мам и пап, задания для родителей чередуются с заданиями для детей. «Устами младенца» дети говорят, вы записываете на видео, родители угадывают, «Угадай мелодию» дети совместно с родителями угадывают песни, поют песни, где имеется такое-то слово, грустные и веселые, холодные и теплые.
Тематические конкурсы: «Дары осени» (поделки из овощей, фруктов, листьев), «Новогодняя поделка», «Театр-он такой!» (изготовление разных типов театра), «Все для спорта», «Костюмированный бал» (изготовление костюмов для детей из нетрадиционных материалов – оберточной бумаги, коробки из-под карандашей, упаковочная бумага, трава и цветы, цветные пакеты).
Выставки: «Умелые руки» - которые сделаны руками мам и пап, «Лакомый кусочек» - сладкие кушанья и их дегустация и обмен рецептами, можно провести среди бабушек, «Семейная коллекция» - презентация чего-либо, что коллекционирует семья, история создания данной коллекции, рассказ об экспонатах.
Акции: «Тропа добрых дел» (ежегодная помощь в благоустройстве территории д/с), «Поможем детям» (сбор игрушек, материалов для изотворчества), «Зеленая планета» (покупка и высадка цветов на территории д/с), «Каждому по книге» (сбор книг для детского сада, обмен их между группами).
Организация коллективных экскурсий для мам и пап, детей и педагогов за пределы города: в зоопарк, в парк.
Организация походов для мам и пап, детей и педагогов в выходной день.
День открытых дверей.
Ярмарка.
Творческий вечер по примеру трансляции передачи «Минута славы», где дети и родители поют, читают стихи, показывают миниатюры, акробатические номера. Каждый получает приз - самый артистичный, самый чуткий, самый одаренный, самый веселый в семье.
Руководство: «Инновационные формы взаимодействия с родителями».
1 метод: познавательный.
Групповое родительское собрание:
Ролевые игры с педагогическим оглавлением, с проигрыванием проблемных ситуаций;
Моделирование способов общения с ребёнком; способов родительского поведения;
Обмен опытом семейного воспитания «А я делаю так…»;
Видеозапись детей на занятиях, на прогулках, в трудовой и экспериментальной деятельности, в игре, их изречения;
Конструктивные споры.
«Педагогическая гостиная»;
Заседание «Круглого стола» за чашкой чая;
«Вечер вопросов и ответов;
«Родительская конференция»;
Психолого-педагогический тренинг.
Клуб по интересам: «Клуб молодых бабушек», «Клуб здоровый малыш», «Клуб умелые ручки».
Проектная деятельность.
2 метод: информационно-аналитический.
Анкета.
Диагностика.
В гостях у семьи.
Интервью. Почтовый ящик.
Корзина вопросов.
3 метод: наглядно – информационный.
Родительские уголки: режим дня, сетка занятий, специалисты, организации по защите прав детей, меню.
Стенды – презентации;
Рубрика «Вопрос – ответ»;
Рубрика «Мы ждем Вас.
Рубрика «Советы нашей семьи»;
«Словами детей»;
Семейная газета «Моя семья»;
Рубрика «Признательны вам»;
«Книга-эстафета»;
сайт детского сада;
информация узких специалистов и воспитателей.
4 метод: досуговый.
Каникулы и мероприятия с родителями;
Конкурс семейных игр: «Что? Где? Когда?»; «Устами младенца», «Угадай мелодию»;
Тематические конкурсы: «Дары осени», «Новогодняя игрушка», «Театр-он данный!», «Все для спорта», «Костюмированный бал»;
Выставки: «Умелые руки», «Лакомый кусочек», «Семейная коллекция»;
Акции: «Тропа добрых дел», «Поможем детям», «Зеленая планета», «Каждому по книге»;
Организация коллективных экскурсий;
Организация походов для мам и пап, детей и педагогов в выходной день.
День открытых дверей;
Ярмарка;
Творческий вечер по примеру трансляции передачи "Минута славы".
Исходя из вышеизложенного, главная цель педагога ДОО состоит в формировании совокупного пространства формирования ребёнка в семье и ДОО, привлечение мам и пап как полноценных соучастников в образовательно-воспитательный процесс детского сада.
Список литературы:
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных
учреждений».– М., 2002.
2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).