Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речи детей в группе раннего возраста

Дата публикации: 2022-09-05 22:36:12
Статью разместил(а):
Абаева Наталья Эльбертовна

Развитие речи детей в группе раннего возраста

Автор: Абаева Наталья Эльбертовна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье рассматриваются методы развития речи у детей в группе раннего возраста с использованием современных педагогических технологий.

Ключевые слова: педагогические технологии, речевое развитие, дошкольный возраст, ясельная группа, детский сад.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

РЕЦЕНЗИЯ

На статью «Развитие речи детей в группе раннего возраста» воспитателя МБДОУ № 99 (г. Владикавказ) Абаевой Натальи Эльбертовны

Актуальность работы с детьми по раннему предупреждению и коррекции речевых нарушений важна и интересна. Ранний возраст – это сензитивный период для развития речи ребенка. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Под влиянием речи перестраиваются познавательные психические процессы ребенка: восприятие, мышление и память.

Автор описывает факторы повышения эффективности занятия по развитию речи. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Также автор отмечает, что эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Итак, представленная на рецензирование статья Абаевой Н.Э., выстроена в определенной аргументированной логике. Содержание данных разработок органично отражает современную образовательную парадигму. Рецензентом рекомендуется статья к публикации и использованию при дальнейшей разработке индивидуально ориентированной стратегии и методических материалов для педагогической работы по развитию речи у детей в группах раннего возраста.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, Doctor of Philosophy Ольга Львовна Гиршевич.

 

Занятия по развитию речи в ясельной группе учат детей понимать обращенную к ним речь, составлять предложения, общаться со сверстниками, осваивать культуру общения. Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и прежде всего от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

Раннее обретение языковых навыков оказывает огромное влияние на успех дошкольников в будущем, данные навыки имеют важное значение в общем развитие детей. Возможность точно воспринимать речь собеседника и чётко артикулировать свои мысли, помогает ребёнку во взаимодействии с другими людьми, создает основы для развития личности ребенка. Исследования доказывают, что развитие речи имеет непосредственную связь с когнитивным развитием ребенка. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Существуют устойчивые корреляции между хорошими навыками общения, языка и грамотности в юном возрасте с успеваемостью в школе, а наличие большого словарного запаса повышает креативность и помогает людям придумывать новые идеи.

Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с дошкольниками в течение дня.

Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Дети способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Факторы, повышающие эффективность обучения:

Для лучшего усваивания, занятия по развитию речи могут сочетаться с артикуляционной гимнастикой. Благодаря этому дети будут учится воспроизводить стихотворные ритмы, осваивая при этом правильное речевое дыхание.

Музыка является еще одним доступным и эффективным занятием для детей раннего возраста. В ясельной группе детского сада музыкальная деятельность детей в основе своей заключается в звукоимитации, звукоподражании, подпевании, а также ограничена несложными ритмическими движениями (хлопками, притопами, кружением, которые нравятся детям. Занятия музыкой должны проводиться в игровой, доступной для детей форме.

Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями.

Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3–4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

Ещё одним из факторов, положительно влияющих на усваивание материала, является обширное использование иллюстрированной литературы, разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра) что делает занятия более увлекательными для детей.

Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность подвигаться. В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить малышей и как это лучше делать.

Чрезвычайно важна эмоциональная установка на предстоящее занятие. Она помогает «включить» ребёнка в активную работу, уже с первых минут повышая ее эффективность.

 

Список литературы: 

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения, М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.

2. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В., Развитие фонематического слуха у дошкольников, М.: АКАЛИС, 1995. 208 с.

3. Затулина Г. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. Методическое пособие. ФГОС, Центр педагогического образования, 2016 г. 160 с.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.

 

. . . . .