Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Совместная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения

Дата публикации: 2022-09-07 21:53:30
Статью разместил(а):
Мотовилова Анна Олеговна

Совместная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения

Авторы: Волкова Ольга Александровна

и Мотовилова Анна Олеговна

ГКОУ УР «Школа № 256 для детей с нарушением зрения», г. Ижевск

 

Аннотация: В статье раскрывается совместный опыт работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. Дается подробный конспект занятия.

Ключевые слова: учитель-дефектолог, учитель-логопед, дети с нарушением зрения.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одной из острых проблем, с которыми сталкивается современное общество в настоящее время, является устойчивый рост детской врожденной патологии. Работая с детьми, имеющими врожденную офтальмопатологию различного генеза, педагоги детского сада все чаще сталкиваются и с проблемой речевых нарушений которые влекут за собой отставание в развитии мышления, нарушение общения и социализации.

Это приводит к  значительным затруднениям в освоении ребенком базисного уровня дошкольного образования.

В нашем учреждении целенаправленную и слаженную работу по абилитации и реабилитации проводит большой коллектив офтальмологов и педагогов: воспитатели, олигофренопедагоги, учителя физкультуры, музыкальный работник, психологи. Кроме того на каждой группе работает 1 учитель-дефектолог и 1 учитель-логопед, которые проводят коррекционную работу в виде индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, а также совместные коррекционные занятия для детей.

Так как наибольший эмоциональный отклик у детей вызывает манипулирование знакомыми предметами, занятия, проводимые в игровой форме. Для этой цели в кабинете учителя-логопеда и тифлопедагога специально создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя игрушки-персонажи; игрушки-предметы оперирования; макеты игрового пространства  (детская, кукольная мебель, предметы быта);  полифункциональные материалы; строительный материал; конструкторы и многое другое.

Далее представлен конспект совместного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда. На данном занятии специалисты решают общие коррекционные задачи, в рамкам своей компетенции.

Тема: Лето (такие разные слова)

Организационный момент.

Тифлопедагог: Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком времени года идёт речь:

Я соткано из зноя, 

Несу тепло с собой я. 

Я реки согреваю. 

«Купайтесь!» - предлагаю.

И любите за это  

Вы все меня.

Я … (лето)

Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).

Учитель-логопед: Правильно. Загадка про лето. А каким может быть лето? (теплым, солнечным, дождливым и т.д.). а еще летом дует теплый ветерок!

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Введение в тему занятия.

Тифлопедагог: Лето – одно из четырёх времён года. Лето – любимая пора не только детей, но и взрослых. Что можно делать детом? (можно купаться, загорать, ловить рыбу, кататься на велосипеде и роликах и т.д.). А еще летом можно лепить фигуры из песка!

Дидактическая игра «Песочница».

Основная часть

Педагоги и дети:

ФИЗМИНУТКА «Дождик». Дети и педагоги танцуют под песню «Дождик» из фильма «Незнайка с нашего двора».

Учитель-логопед: Ребята, поиграем в игру «Подбери признаки».

Какое летом  солнце? - … (тёплое, жаркое).

Какой летом воздух? - … (ласковый, чистый).

Какая летом трава? - … (зелёная, высокая).

Какое летом  небо? - … (голубое, облачное, высокое).

Игра «Мой, моя, мое» (учитель-логопед называет словосочетание, дети сопоставляют местоимения с существительными). 

Летний сарафан - … (мой летний сарафан). 

Летняя кофта - … 

Летняя шляпа - … 

Летнее платье - … 

Летние туфли - … 

Летние шорты - …

Тифлопедагог: В лесу, с приходом лета, происходят большие изменения – птенцы учатся летать, белочки уже летом начинают заготавливать припасы на зиму, потому что повсюду растут грибы и ягоды.

Насекомые тоже рады лету - муравьи начинают строить муравейники, пауки плетут паутину, бабочки перелетают с цветка на цветок!

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Бабочка и цветы».

Учитель-логопед (дети стоят в кругу, игра с мячом): следующее упражнение «Назови ласково».

Ягода – ягодка

Трава – травка

Дождь - дождик

Солнце – солнышко

Цветок – цветочек.

Тифлопедагог: Еще лету радуются все растения вокруг – деревья и кусты покрываются зеленой листвой, под ними распускаются красивые цветы!

Дидактическая игра «Цветочная поляна».

1. Лепестки: дети выбирают цветную бумагу и разрезают на полоски шириной 1 см (самостоятельно или по начерченным заранее линиям).

2. Серединка: вырезают круг.

3. Цветок: складывают полоски в виде петельки и приклеивают к серединке.

(фоном звучит музыка «Вот оно какое наше лето», «Облака», «Лето ты какого цвета?»)

Педагоги: какая у вас красивая, яркая цветочная поляна получилась. Вы молодцы (дети оценивают свои работы (самоанализ)).

Подведение итогов: Наше занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили? Что бывает летом?

Для подготовки совместных коррекционных занятий учитель-логопед подбирает речевой материал, учитель-дефектолог (тифлопедагог) отвечает за развитие зрительного восприятия,  познавательной деятельности, подбирает задания по ориентированию в пространстве. Коррекционные педагоги учитывают возрастные, зрительные и индивидуальные особенности детей.

Данная модель работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда позволяет получить высокие результаты коррекционной работы. Специалисты преследуют одну главную цель, но достигают её разными специальными (коррекционными) методами, средствами и приемами.

 

Список литературы:

1. Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.

2. Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». Челябинск – 2008г.

3. М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.

 

. . . . .