Совместная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения
Совместная работа учителя-дефектолога и учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения
Авторы: Волкова Ольга Александровна
и Мотовилова Анна Олеговна
ГКОУ УР «Школа № 256 для детей с нарушением зрения», г. Ижевск
Аннотация: В статье раскрывается совместный опыт работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. Дается подробный конспект занятия.
Ключевые слова: учитель-дефектолог, учитель-логопед, дети с нарушением зрения.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Одной из острых проблем, с которыми сталкивается современное общество в настоящее время, является устойчивый рост детской врожденной патологии. Работая с детьми, имеющими врожденную офтальмопатологию различного генеза, педагоги детского сада все чаще сталкиваются и с проблемой речевых нарушений которые влекут за собой отставание в развитии мышления, нарушение общения и социализации.
Это приводит к значительным затруднениям в освоении ребенком базисного уровня дошкольного образования.
В нашем учреждении целенаправленную и слаженную работу по абилитации и реабилитации проводит большой коллектив офтальмологов и педагогов: воспитатели, олигофренопедагоги, учителя физкультуры, музыкальный работник, психологи. Кроме того на каждой группе работает 1 учитель-дефектолог и 1 учитель-логопед, которые проводят коррекционную работу в виде индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, а также совместные коррекционные занятия для детей.
Так как наибольший эмоциональный отклик у детей вызывает манипулирование знакомыми предметами, занятия, проводимые в игровой форме. Для этой цели в кабинете учителя-логопеда и тифлопедагога специально создана развивающая предметно-пространственная среда, включающая в себя игрушки-персонажи; игрушки-предметы оперирования; макеты игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); полифункциональные материалы; строительный материал; конструкторы и многое другое.
Далее представлен конспект совместного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда. На данном занятии специалисты решают общие коррекционные задачи, в рамкам своей компетенции.
Тема: Лето (такие разные слова)
Организационный момент.
Тифлопедагог: Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком времени года идёт речь:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собой я.
Я реки согреваю.
«Купайтесь!» - предлагаю.
И любите за это
Вы все меня.
Я … (лето)
Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).
Учитель-логопед: Правильно. Загадка про лето. А каким может быть лето? (теплым, солнечным, дождливым и т.д.). а еще летом дует теплый ветерок!
Дыхательная гимнастика «Ветерок».
Введение в тему занятия.
Тифлопедагог: Лето – одно из четырёх времён года. Лето – любимая пора не только детей, но и взрослых. Что можно делать детом? (можно купаться, загорать, ловить рыбу, кататься на велосипеде и роликах и т.д.). А еще летом можно лепить фигуры из песка!
Дидактическая игра «Песочница».
Основная часть
Педагоги и дети:
ФИЗМИНУТКА «Дождик». Дети и педагоги танцуют под песню «Дождик» из фильма «Незнайка с нашего двора».
Учитель-логопед: Ребята, поиграем в игру «Подбери признаки».
Какое летом солнце? - … (тёплое, жаркое).
Какой летом воздух? - … (ласковый, чистый).
Какая летом трава? - … (зелёная, высокая).
Какое летом небо? - … (голубое, облачное, высокое).
Игра «Мой, моя, мое» (учитель-логопед называет словосочетание, дети сопоставляют местоимения с существительными).
Летний сарафан - … (мой летний сарафан).
Летняя кофта - …
Летняя шляпа - …
Летнее платье - …
Летние туфли - …
Летние шорты - …
Тифлопедагог: В лесу, с приходом лета, происходят большие изменения – птенцы учатся летать, белочки уже летом начинают заготавливать припасы на зиму, потому что повсюду растут грибы и ягоды.
Насекомые тоже рады лету - муравьи начинают строить муравейники, пауки плетут паутину, бабочки перелетают с цветка на цветок!
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «Бабочка и цветы».
Учитель-логопед (дети стоят в кругу, игра с мячом): следующее упражнение «Назови ласково».
Ягода – ягодка
Трава – травка
Дождь - дождик
Солнце – солнышко
Цветок – цветочек.
Тифлопедагог: Еще лету радуются все растения вокруг – деревья и кусты покрываются зеленой листвой, под ними распускаются красивые цветы!
Дидактическая игра «Цветочная поляна».
1. Лепестки: дети выбирают цветную бумагу и разрезают на полоски шириной 1 см (самостоятельно или по начерченным заранее линиям).
2. Серединка: вырезают круг.
3. Цветок: складывают полоски в виде петельки и приклеивают к серединке.
(фоном звучит музыка «Вот оно какое наше лето», «Облака», «Лето ты какого цвета?»)
Педагоги: какая у вас красивая, яркая цветочная поляна получилась. Вы молодцы (дети оценивают свои работы (самоанализ)).
Подведение итогов: Наше занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили? Что бывает летом?
Для подготовки совместных коррекционных занятий учитель-логопед подбирает речевой материал, учитель-дефектолог (тифлопедагог) отвечает за развитие зрительного восприятия, познавательной деятельности, подбирает задания по ориентированию в пространстве. Коррекционные педагоги учитывают возрастные, зрительные и индивидуальные особенности детей.
Данная модель работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) и учителя-логопеда позволяет получить высокие результаты коррекционной работы. Специалисты преследуют одну главную цель, но достигают её разными специальными (коррекционными) методами, средствами и приемами.
Список литературы:
1. Л.А. Дружинина «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». Москва – 2006г.
2. Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». Челябинск – 2008г.
3. М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.