Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование традиций кубанского казачества в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Дата публикации: 2022-09-26 00:11:02
Статью разместил(а):
Сидюк Ирина Алексеевна

Использование традиций кубанского казачества в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Автор: Сидюк Ирина Алексеевна

МБДОУ "Д/с 26",  ст. Медведовская, Краснодарский край

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о целенаправленном воздействии традиций кубанского казачества, на формирование у дошкольников художественного чувства и вкуса, интереса к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развивать  творческие способности. Данная статья адресована педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций и родителям детей.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании. Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как своё отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество.

По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.

Краснодарский край – одна из самых больших и значимых по своим показателям развития, территория России. Мы имеем возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, народные промыслы, гордится этим своеобразием. Художественно эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, интерес к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно-эстетического развития заключается в том, что оно делает ребёнка благороднее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувства, украшает жизнь. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, т.е. под руками - это дерево, глина, кость и т.д.

Возрождение традиций кубанского казачества, приобщает детей к декоративно-прикладному искусству. В деревнях и станицах нашего края продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приёмы, а главное – народную мудрость.

Кубанские казаки – народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремёслами: мужчины занимались кованьем, резьбой по дереву и кости, гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины – пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Но самое главное все вместе занимались сельским хозяйством – выращивали  хлеб, разводили скот, занимались огородничеством и садоводством.

Изучая музыкальное искусство родного края, воспитанники знакомятся и понимают роль кубанского песенного творчества в жизни людей и в своей собственной жизни; узнают имена известных кубанских композиторов исполнителей; средства музыки и её жанры.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа.

Возрождение историко-культурного наследия играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Дети с удовольствием принимают участие в проводимых народных праздниках и познавательно-тематических развлечениях, связанных с явлениями окружающей действительности – «Золотая осень», «Праздник урожая», «Святки», «Широкая Масленица». При подготовке праздников и развлечений в ДОУ большое внимание уделяю оформлению зала предметами декоративно-прикладного народного творчества: вышитые полотенца, украшения, керамическая и деревянная посуда. Предметы быта: утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет и др.

Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию.

В настоящее время необходимо не только бережное сохранение национального своеобразия народного искусства и его традиционных средств, но и творческое развитие лучших традиций, придание им жизнестойкости в современных условиях.  Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ - в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно - это  идёт от души. А душа народная добра и красива!

 

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией  Н.Е. Вераксы Т.С. Комаровой  Э.М. Дорофеевой  МОЗАИКА-СИНТЕЗ МОСКВА, 2019  336с.

3. Теоретический материал. Лекция № 2  Живогляд М.В. АГПУ, 2020.

4. Орлова А.П.  Народная педагогика как фактор развития теории нравственного воспитания Учеб. пособие для студентов и аспирантов. Витебск, 1996г. -103 с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

6. Шуляпова О.В. «Родники народной мудрости»: возвращение к истокам народной педагогики / О.В. Шуляпова, Е.А. Белова; под ред. Н.Ф. Беляевой // Этнокультурное и этноконфессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 9–11 дек. 2008 г. – Саранск, 2008. – С. 480–484.

7. Петрусенко И. Кубань в песне: страницы музыкальной летописи трех веков. Краснодар.

 

. . . . .