Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с тяжелым нарушением речи

Дата публикации: 2022-09-28 14:55:10
Статью разместил(а):
Климович Анастасия Витальевна

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с тяжелым нарушением речи

Автор: Климович Анастасия Витальевна

 

Дошкольное детство – это главный период в жизни ребенка именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. В данный период идет разностороннее развитие ребенка реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Человек от природы – творец. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями.

У детей с речевыми нарушениями творческие способности развиваются несколько по-другому, сопровождается нарушение внимания и памяти, недоразвитие мелкой моторики. Пальцы рук неловки, движения не точны или несогласованные, малоподвижны, мешает выражать в рисунке задуманное. Повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении заданий, испытывают затруднения. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество.

Исследованиями многих ученых (В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, М.М. Кольцовой) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует становлению детской речи.

Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, я пришла к выводу, что большое внимание нужно уделять изобразительной деятельности для развития мелкой моторики рук. Мои наблюдения позволили сделать мне следующий вывод: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому я взяла тему самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей ТНР».

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Использование нетрадиционных способов рисования является одним из методов, который позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, следовательно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Развитие речи детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем нашего времени. Согласно ФГОС ДО одной из ведущих направлений является развитие мелкой моторики рук, цель которой коррекция недоразвития речи у дошкольников, формирование речи происходит при участии движения рук. 

В своей работе, проведя анализ художественно-эстетического развития у детей с нарушением речи, я заметила, что наряду с отклонением речевого развития, отмечается недоразвитие мелкой моторики рук. В связи с этим возникла настоятельная необходимость совершенствования мелкой моторики рук путем применения нетрадиционных техник рисования.

Цель моего опыта - коррекция недоразвития речи у дошкольников путем стимулирования речевой деятельности через развитие мелкой моторики в процессе использования нетрадиционных форм работы.

Задачи;

· Формирование произвольных координированных движений пальцев рук;

· Формирование практических умений и навыков;

· Обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином, крупами;

· Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности в процессе рисования;

· Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи у детей, мелкой моторики с использованием различных методов и приемов нетрадиционной техники рисования.

Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в своей работе использовала инновационные методы и приемы: 

· информационно-рецептивный, который включает такие приемы как рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя;

· репродуктивный метод направлен на закрепление знаний навыков детей;

· эвретический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии;

· исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Детей я знакомила с техниками нетрадиционного рисования:

- Рисование пальчиками;

- Тычок жесткой полусухой кистью;

- рисование ватными палочками;

- отпечатки листьев;

- рисование мятой бумагой;

- печать по трафарету;

- пластилинография;

- восковые мелки + акварель.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование ватными палочками.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, в группе регулярно организуются выставки детских работ, целью которых является демонстрация достижения детей. Проводятся консультации, на которых я рассказываю родителям, как рисовать нетрадиционными техниками, для более глубокого ознакомления предоставляю им памятки о техниках нетрадиционного рисования.

Подводя итоги своей работы, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы, за счет эффективного использования современных технологий. Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённые инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.  Научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям. Используют элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции.

  

. . . . .