Гимнастика после дневного сна как элемент здоровьесберегающей деятельности в ДОО
Гимнастика после дневного сна как элемент здоровьесберегающей деятельности в ДОО
Автор: Фадина Татьяна Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос здоровьесберегающих технологий в детском саду. На сегодняшний день одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей посредствам здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: игровые упражнения, бодрящая гимнастика после сна.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Сотрудниками нашего детского сада реализуется система мероприятий, направленных на укрепление здоровья детского организма и физическое развитие дошкольников.
Основная задача взрослых ‒ как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется в течение всего дня. В своей работе с дошкольниками применяем следующие здоровьесберегающие технологии:
· утренняя гимнастика;
· гимнастика после сна;
· организованная образовательная деятельность по физической культуре;
· релаксация;
· физкультминутки и динамические паузы;
· пальчиковая гимнастика.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Для этого в детском саду проводится гимнастика после тихого часа (бодрящая гимнастика) [2, с.5].
Во время проведения бодрящей гимнастики используем музыкальное сопровождение, которое положительно воздействует на эмоции детей, способствует появлению хорошего настроения, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Когда дети после пробуждения слышат свои любимые детские песни, то просыпаются намного быстрее.
Бодрящую гимнастику проводим в любое время года сначала в спальне (самомассаж), а затем в групповой комнате в хорошо проветриваемом помещении (ОРУ, массажные дорожки). Общая длительность гимнастики после дневного сна составляет:
· 7-10 минут (младший дошкольный возраст),
· 12-15 минут (старший дошкольный возраст).
После пробуждения с детьми проводим комплекс упражнений, который состоит из нескольких частей:
· потягивание в постели и самомассаж;
· комплекс ОРУ;
· ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным дорожкам);
· игра малой подвижности.
Варианты бодрящей гимнастики:
· гимнастика игрового характера;
· гимнастика с использованием физкультурного инвентаря;
· ОРУ;
· самостоятельная;
· музыкально-ритмическая.
Начинаем проводить бодрящую гимнастику с уже проснувшимися детьми, проводя с потягивание и самомассаж, остальные присоединяются по мере пробуждения. Самомассаж осуществляем с поглаживания лба, щёк по направлению от середины лица к вискам, ведём пальцами от кончика носа к переносице. Массаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальца. Используем такие приёмы как разминание, растирание. С помощью ладоней поглаживаем и похлопываем руки и стопы. Самомассаж у детей помогают создать положительный и эмоциональный настрой, является средством пробуждения, это способ разогреть, расслабить мышцы и избавиться от нервного напряжения.
Затем дошкольники снимают пижамы и переходят в групповую комнату (температура 23-24° С), где выполняют комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Для комплекса ОРУ подбираем упражнения без предметов, с предметами (мячи, кубики, гимнастические палки, обручи). Комплексы ОРУ сопровождаются стихами, под бубен, под счёт, иногда в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Общеразвивающие упражнения для гимнастики после сна рассчитаны на две недели, количество упражнений распределяем с учётом особенностей детей каждого возрастного периода.
Составляем комплекс ОРУ таким образом, что бы одновременно оказывалось влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Распределяем упражнения на 4 группы: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для мышц ног, упражнения для мышц всего тела. Обязательно обращаем внимание на правильность выполнения упражнений, на осанку детей – положением головы, спины, плеч, рук. Воспитатель подбадривает и хвалит детей, способствует активному выполнению заданий.
В младших группах воспитатель является активным участником и осуществляет показ упражнений, в старших группах упражнения могут показывать дети, так же используются интерактивные игры.
На полу раскладываем массажные коврики и предлагаем детям пройти по ним. Коврики используем с разными поверхностями (трава, шишки, шипы, морская галька). Подбираем из различного материала (пластик, твёрдая резина, натуральные поверхности), который легко обрабатывается. Форма ковриков может быть разнообразной: квадратной, фигурной, круглой, имитирующих очертание животных. Это задание способствует: стимуляции активных точек стопы, нормализует мышечный тонус, восстанавливает кровообращение в конечностях, правильному формированию сводов стоп.
В заключение гимнастики проводим игру малой подвижности, которая помогает снизить физическую нагрузку, статическую утомляемость и напряжённость. Затем дети подходят к своим стульчикам, где лежит их одежда, и начинают одеваться, а воспитатель приветливо помогает дошкольникам. Процесс одевания дополняем художественным словом.
Все комплексы бодрящей гимнастики после сна оформлены в папках, по возрастам и используются воспитателями. Инструктор по физической культуре обновляет, дополняет материал, консультирует и проводит мастер-классы для педагогов ДОО.
Бодрящая гимнастика после сна способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и даёт возможность детям укрепить здоровье [2, с.7].
Список литературы:
1. Вавилова Е.Н. Развиваем у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.:Просвещение,1981.
2. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.- 96 с.
3. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и № 2002 "Дошколь. воспитание" / Д.В. Хухлаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. 208 с.