Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Гимнастика после дневного сна как элемент здоровьесберегающей деятельности в ДОО

Дата публикации: 2022-10-17 09:00:38
Статью разместил(а):
Фадина Татьяна Ивановна

Гимнастика после дневного сна как элемент здоровьесберегающей деятельности в ДОО

Автор: Фадина Татьяна Ивановна

МБДОУ «Детский сад № 8», г. Арзамас

 

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос здоровьесберегающих технологий в детском саду. На сегодняшний день одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей посредствам  здоровьесберегающих технологий и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: игровые упражнения, бодрящая гимнастика после сна.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Сотрудниками нашего детского сада реализуется система мероприятий, направленных на укрепление здоровья детского организма и физическое развитие дошкольников.

Основная задача взрослых ‒ как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется в течение всего дня. В своей работе с дошкольниками применяем следующие здоровьесберегающие технологии:

· утренняя гимнастика;

· гимнастика после сна;

· организованная образовательная деятельность по физической культуре;

· релаксация;

· физкультминутки и динамические паузы;       

· пальчиковая гимнастика.

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Для этого в детском саду проводится гимнастика после тихого часа (бодрящая гимнастика) [2, с.5].

Во время проведения бодрящей гимнастики используем музыкальное со­провождение, которое положительно воздействует на эмоции детей, способствует появлению хорошего настроения, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с её характером, выполнять упражнения выразительно, плавно. Когда дети после пробуждения слышат свои люби­мые детские песни, то просыпаются намного быстрее.

Бодрящую гимнастику проводим в любое время года сначала в спальне (самомассаж), а затем в групповой комнате в хорошо проветриваемом помещении (ОРУ, массажные дорожки). Общая длительность гимнастики после дневного сна составляет:

· 7-10 минут (младший дошкольный возраст),                                          

· 12-15 минут (старший дошкольный возраст).

После пробуждения с детьми проводим комплекс упражнений, который состоит из нескольких частей:

· потягивание в постели и самомассаж;

· комплекс ОРУ;

· ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным дорожкам);

· игра малой подвижности.

Варианты бодрящей гимнастики:

· гимнастика игрового характера;

· гимнастика с использованием физкультурного инвентаря; 

· ОРУ;

· самостоятельная;

· музыкально-ритмическая.

Начинаем проводить бодрящую гимнастику с уже проснувшимися детьми, проводя с потягивание и самомассаж, остальные присоединяются по мере пробуждения. Самомассаж осуществляем с поглаживания лба, щёк по направлению от середины лица к вискам, ведём пальцами от кончика носа к переносице. Массаж ушных раковин производим одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальца. Используем такие приёмы как разминание, растирание. С помощью ладоней поглаживаем и  похлопываем руки и стопы. Самомассаж у детей помогают создать положительный и эмоциональный настрой, является средством пробуждения, это способ разогреть, расслабить мышцы и избавиться от нервного напряжения.

Затем дошкольники снимают пижамы и переходят в групповую комнату (температура 23-24° С), где выполняют комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Для комплекса ОРУ подбираем упражнения без предметов, с предметами (мячи, кубики, гимнастические палки, обручи). Комплексы ОРУ сопровождаются стихами, под бубен, под счёт, иногда в них присутствует знакомый детям персонаж, который является образцом для подражания. Общеразвивающие упражнения для гимнастики после сна рассчитаны на две недели, количество упражнений распределяем с учётом особенностей детей каждого возрастного периода.

Составляем комплекс ОРУ таким образом, что бы одновременно оказывалось влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Распределяем упражнения на 4 группы: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для туловища и шеи, упражнения для мышц ног, упражнения для мышц всего тела. Обязательно обращаем внимание на правильность выполнения упражнений, на осанку детей – положением головы, спины, плеч, рук. Воспитатель подбадривает и хвалит детей, способствует активному выполнению заданий. 

В младших группах воспитатель является активным участником и осуществляет показ упражнений, в старших группах упражнения могут показывать дети, так же используются интерактивные игры.

На полу раскладываем массажные ков­рики и предлагаем детям пройти по ним. Коврики используем с разными поверхностями (трава, шишки, шипы, морская галька). Подбираем из различного материала (пластик, твёрдая резина, натуральные поверхности), который легко обрабатывается. Форма ковриков может быть разнообразной: квадратной, фигурной, круглой, имитирующих очертание животных. Это задание способствует: стимуляции активных точек стопы, нормализует мышечный тонус, восстанавливает кровообращение в конечностях, правильному формированию сводов стоп.

В заключение гимнастики проводим игру малой подвижности, которая помогает снизить физическую нагрузку, статическую утомляемость и напряжённость. Затем дети подходят к своим стульчикам, где лежит их одежда, и начинают одеваться, а воспитатель приветливо помогает дошкольникам. Процесс одевания дополняем художественным словом.

Все комплексы бодрящей гимнастики после сна оформлены в папках, по возрастам и используются воспитателями. Инструктор по физической культуре обновляет, дополняет материал, консультирует и проводит мастер-классы для педагогов ДОО.

Бодрящая гимнастика после сна способствует активному включению детского организма в рабочий ритм и даёт возможность детям укрепить здоровье [2, с.7].

 

Список литературы:

1. Вавилова Е.Н. Развиваем у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.:Просвещение,1981.

2. Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015.- 96 с.

3. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и № 2002 "Дошколь. воспитание" / Д.В. Хухлаева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. 208 с.

 

 

 

. . . . .