Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 29.02.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Методы и формы организации обучения дошкольников

Дата публикации: 2020-04-10 20:08:39
Статью разместил(а):
Велиева Айсель Джабировна

Методы и формы организации обучения дошкольников

Автор: Велиева Айсель Джабировна

 

Классификация методов обучения, которая отражает усложнение познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)

Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели».

Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.

Наименование метода обучения и его краткая характеристика

Особенности деятельности педагога в процессе обучения

Особенности деятельности ребенка в процессе обучения

Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации.

Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения.

Восприятие знаний, осознание, запоминание.

Примеры применения: 

Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и т.д.).

Рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.

Репродуктивный метод – основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления и представлений.

Предъявление заданий на воспроизведение заданий и способов деятельности, руководство их выполнением.

Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание.

Примеры применения:

Упражнения на основе образца воспитателя, катехизисная беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель, пересказ.

Проблемный метод (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь ее решения

Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др.

Восприятие информации,  осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание.

Примеры применения:

Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др.

Эвристический метод  (частично-поисковый)- проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях)

Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблемы, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей.

Восприятие и осмысление задания, актуализация заданий, самостоятельное решение части задачи, запоминание.

Примеры применения:

упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа.

Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем.

Составление и решение проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования.

Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов деятельности,   самоконтроль.

Примеры применения:

Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование.

 

Методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.

 

Формы организации обучения дошкольников

Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.

Формы обучения бывают:

- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);

- групповые – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможно смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям;

- коллективные – совместное выполнение задания несколькими детьми;

- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).

Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и ребенка. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы и средства обучения.

В каких формах организуется обучение детей в детском саду?

 

Особенности организации обучения в образовательном процессе детского сада

Обучение в организованной образовательной деятельности

Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах

Стихийное обучение

Целенаправленное обучение в режимных моментах

Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение

Ребенок осваивает массу информации  об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности.

1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, наблюдения и др.)

2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях)

 

Стратегической целью государственной политики  в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 №1662-р.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Вопрос оценки качества дошкольного образования остается открытым, т.к. требования к результатам ДО в настоящее время отсутствуют.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение: «Качество образования -  комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»»

Закон вводит ФГОС и для дошкольного образования (закон вступает в силу 1 сентября 2013г.). Разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования предусмотрены Планом мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»», утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р

ФГОС включает в себя требования:

- к структуре ООП (в том числе соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

- условиям реализации ООП, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

- результатам освоения ООП.

 

. . . . .