Методы и формы организации обучения дошкольников
Методы и формы организации обучения дошкольников
Автор: Велиева Айсель Джабировна
Классификация методов обучения, которая отражает усложнение познавательной деятельности детей, нарастание их самостоятельности и активности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)
Термин «метод» происходит от греч. methodos, что означает «путь, способ движения к цели».
Метод обучения – это способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию задач обучения.
Наименование метода обучения и его краткая характеристика |
Особенности деятельности педагога в процессе обучения |
Особенности деятельности ребенка в процессе обучения |
|
Информационно-рецептивный метод – экономный путь передачи информации. |
Предъявление информации, организация действий ребенка с объектом изучения. |
Восприятие знаний, осознание, запоминание. |
|
Примеры применения: Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина, структура, форма, цвет и т.д.). Рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение. |
|||
Репродуктивный метод – основан на многократном повторении ребенком информации или способа деятельности с целью формирования навыков и умений, закрепления и представлений. |
Предъявление заданий на воспроизведение заданий и способов деятельности, руководство их выполнением. |
Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. |
|
Примеры применения: Упражнения на основе образца воспитателя, катехизисная беседа (с использованием вопросов на воспроизведение материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель, пересказ. |
|||
Проблемный метод (метод проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь ее решения |
Постановка проблемы и раскрытие пути ее решения в процессе организации опытов, наблюдений в природе и др. |
Восприятие информации, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание. |
|
Примеры применения: Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др. |
|||
Эвристический метод (частично-поисковый)- проблемная задача делится на части-проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях) |
Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблемы, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей. |
Восприятие и осмысление задания, актуализация заданий, самостоятельное решение части задачи, запоминание. |
|
Примеры применения: упражнения конструктивного характера (перенос освоенного способа действия на новое содержание), дидактические игры, в которых информация является продуктом деятельности, моделирование, эвристическая беседа. |
|||
Исследовательский метод направлен на развитие творческой деятельности, на освоение способов решения проблем. |
Составление и решение проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования. |
Восприятие проблемы, составление плана ее решения (совместно с воспитателем), поиск способов деятельности, самоконтроль. |
|
Примеры применения: Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование. |
Методы обучения отличаются друг от друга характером познавательной деятельности, особенностями ее организации воспитателем.
Формы организации обучения дошкольников
Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
- индивидуальные – педагог обучает одного ребенка (коррекционная работа);
- групповые – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможно смешанная форма обучения – сначала все вместе, а затем по частям;
- коллективные – совместное выполнение задания несколькими детьми;
- самостоятельная работа (самообучение ребенка в развивающей среде).
Чем форма обучения отличается от формы организации обучения?
Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и ребенка. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы и средства обучения.
В каких формах организуется обучение детей в детском саду?
Особенности организации обучения в образовательном процессе детского сада
Обучение в организованной образовательной деятельности |
Обучение в образовательной деятельности в режимных моментах |
|
Стихийное обучение |
Целенаправленное обучение в режимных моментах |
|
Ребенок осваивает новые способы деятельности, умения, происходит обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение |
Ребенок осваивает массу информации об окружающем (житейские), овладевает речью в процессе общения и деятельности. Задачи обучения не проектируются заранее, возникают по ходу деятельности. |
1. Обучение в процессе детской деятельности, проектируемое заранее. Ребенок овладевает способами деятельности, с помощью взрослого добывает знания (опыты, наблюдения и др.) 2. Самообучение ребенка в подготовленной среде (например, в дидактических играх и упражнениях) |
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11. 2008 №1662-р.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Вопрос оценки качества дошкольного образования остается открытым, т.к. требования к результатам ДО в настоящее время отсутствуют.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»»
Закон вводит ФГОС и для дошкольного образования (закон вступает в силу 1 сентября 2013г.). Разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования предусмотрены Планом мероприятий «дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»», утв. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р
ФГОС включает в себя требования:
- к структуре ООП (в том числе соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
- условиям реализации ООП, в т.ч. кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения ООП.