ФЭМП при помощи ЛЕГО-конструктора в средней группе детского сада
ФЭМП при помощи ЛЕГО-конструктора в средней группе детского сада
Автор: Редько Лариса Григорьевна
МБДОУ "Д/с № 9", ст. Старовеличковская
Аннотация: В статье рассказывается об эффективном средстве развития математических способностей у дошкольников - ЛЕГО-конструкторе.
Ключевые слова: ЛЕГО-конструктор, развитие ребенка.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Придуманный в Дании в 1932 году, конструктор Лего занимает прочное место в детских комнатах мальчишек и девчонок из всех уголков мира. Конструктор Лего прост и универсален: маленькие кубики могут превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного фантазии.
Проблема развития математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы успешности в дальнейшем освоении точных наук закладываются в дошкольном детстве. Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. На сегодняшний день, конструкторы LEGO активно используются в детских садах как в игровой деятельности, так и в специально организованных занятиях, направленных на развитие различных способностей дошкольников, в том числе математических.
Обучение математике – достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого непосредственная образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, в игровой форме подача ребенку знаний из области математики, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления – основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в системе педагогических наук. Методика формирования математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной психологией, педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.
Конструирование основано на действии, а в формировании математических способностей ведущим принято считать практический метод.
Задачи:
1. Обеспечить целенаправленное применение ЛЕГО-конструкторов в образовательном процессе ДОО.
2. Организовать работу по применению ЛЕГО-конструкторов в ДОО для развития математических способностей детей, начиная с 3-4 лет.
3. Повысить интерес родителей к ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
4. Обеспечить каждому ребенку активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместном конструировании, техническом творчестве, освоение навыка работы с различными источниками информации.
5. Разработать и апробировать на практике систему игр и упражнений для развития математических способностей дошкольников средствами Лего-конструирования.
6. Проследить динамику развития математических способностей детей в процессе систематических занятий ЛЕГО-конструирование и оценить эффективность предложенной системы занятий.
Как известно, применение LEGO способствует:
- Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
- Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
- Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
- Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Основные принципы Лего-конструирования:
1. Принцип «От простого к сложному».
2. Принцип учёта индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков.
3. Принцип активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие математических и творческих способностей детей.
4. Принцип комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой.
5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Математика помогает формированию творческих способностей детей, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке. Математика способствует воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не логичными рассуждениями, а чувствами. При этом речь идёт главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью - так называемых интеллектуальных чувств (чувства удовольствия или неудовольствия, радости).
Начала свою работу с ознакомления детей с лего конструктором. Познакомила детей с лего кубиком и кирпичиком, закрепили знакомство любимой игрой чудесный мешочек где дети на ощупь определяли кубик и кирпичик, а когда доставали закрепляли знания цвета.
Игра на развитие осязания. Все манипуляции проделываются с закрытыми глазами. Ребенок на ощупь узнает форму и величину ощупываемых деталей. Для игры необходимо изготовить несколько пар различных по форме конструкций. Далее предложить ребенку ощупать одну . После ознакомления с конструкцией требуется найти идентичную.
Во время физкультурных занятий закрепляем знания цветов. Лего кубики лежат на коврике. Ребята разделились на две команды и строят каждая свою башню определенного цвета.
Выполняют задание закрепляется знание цветов и развиваются конструктивные способности. Необходимо на поезде перевезти лего кубики определенного цвета, для постройки домиков для лего человечков.
Ребенок средней группы активно познает окружающий мир, осваивает расположение предметов в пространстве, постигает азы математики, учится сравнивать и обобщать. Он начинает играть в сюжетные игры. В этом возрасте можно пробовать играть вот в такие игры, как «Построй лесенку»
Предложите собрать лесенку или высокую башню. Параллельно можно потренироваться в счете от 1 до 5, а также в сортировке по цветам.
Дети сначала по схеме строят башенки затем закрепляют знания цветов рассказывая какая башенка какого цвета и сколько в данной башенке лего кубиков. Какая башенка самая высокая какая самая низкая, справа от башенки какая башенка находится слева. Можно поднятся по башенкам как по ступенькам и посчитать их.
Так же при помощи лего мы формируем представления о порядковом счете. Учим правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными отвечать на вопросы:
- Сколько животных едет в твоем поезде?
- В каком по счету вагоне едет кошечка?
Также при помощи лего формируем представления о равенстве и не равенстве групп. Выясняем. Чего, больше машин или человечков?
Учим уравнивать неравные группы. Говорим, что машин и человечков стало поровну.
Также при помощи Лего можно попросить ребенка выложить вторую половину. Попросите расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке, как в зеркале. Со временем увеличивайте количество элементов в игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проведенной работы было установлено, что дошкольный возраст – это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, ЛЕГО-конструирование - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
ЛЕГО-конструирование математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.
Проведенная работа была направлена на проверку педагогических условий о том, что применение ЛЕГО-конструирования позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.
2. Арапова-Пискарева Н.А. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МозаикаСинтез.