Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

ФЭМП при помощи ЛЕГО-конструктора в средней группе детского сада

Дата публикации: 2022-10-31 01:03:37
Статью разместил(а):
Редько Лариса Григорьевна

ФЭМП при помощи ЛЕГО-конструктора в средней группе детского сада

Автор: Редько Лариса Григорьевна

МБДОУ "Д/с № 9", ст. Старовеличковская

 

Аннотация: В статье рассказывается об эффективном средстве развития математических способностей у дошкольников - ЛЕГО-конструкторе.

Ключевые слова: ЛЕГО-конструктор, развитие ребенка.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Придуманный в Дании в 1932 году, конструктор Лего занимает прочное место в детских комнатах мальчишек и девчонок из всех уголков мира. Конструктор Лего прост и универсален: маленькие кубики могут превратиться в любую игрушку, в любой предмет, стоит только добавить немного фантазии.

Проблема развития математических способностей детей является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы успешности в дальнейшем освоении точных наук закладываются в дошкольном детстве. Эффективным средством развития математических способностей у дошкольников можно считать конструирование. На сегодняшний день, конструкторы LEGO активно используются в детских садах как в игровой деятельности, так и в специально организованных занятиях, направленных на развитие различных способностей дошкольников, в том числе математических.

Обучение математике – достаточно сложный процесс для ребенка, и поэтому важно сделать так, чтобы обучение проходило своевременно, без задержек, с высоким уровнем интереса и эффективности. Для этого непосредственная образовательная деятельность должна проходить в увлекательной игровой форме, особенно с учетом того факта, что ведущей деятельностью в этом возрасте является игровая. Именно поэтому достаточно легко, благодаря играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.

Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения - математике. Таким образом, в игровой форме подача ребенку знаний из области математики, позволяет ему более эффективно формировать элементарные математические представления – основу изучения математики. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место в системе педагогических наук. Методика формирования математических представлений опирается на разрабатываемые дошкольной психологией, педагогикой и дидактикой задачи обучения и умственного воспитания подрастающего поколения: принципы, условия, пути, содержание, средства, методы, формы организации и т.д.

Конструирование основано на действии, а в формировании математических способностей ведущим принято считать практический метод.

Задачи: 

1. Обеспечить целенаправленное применение ЛЕГО-конструкторов в образовательном процессе ДОО.

2. Организовать работу по применению ЛЕГО-конструкторов в ДОО для развития математических способностей детей, начиная с 3-4 лет.

3. Повысить интерес родителей к ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

4. Обеспечить каждому ребенку активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместном конструировании, техническом творчестве, освоение навыка работы с различными источниками информации.

5. Разработать и апробировать на практике систему игр и упражнений для развития математических способностей дошкольников средствами Лего-конструирования.

6. Проследить динамику развития математических способностей детей в процессе систематических занятий ЛЕГО-конструирование и оценить эффективность предложенной системы занятий.

Как известно, применение LEGO способствует: 

  • Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  • Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
  • Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
  • Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
  • Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Основные принципы Лего-конструирования: 

1. Принцип «От простого к сложному».

2. Принцип учёта индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков.

3. Принцип активности и созидательности – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие математических и творческих способностей детей.

4. Принцип комплексности решения задач – решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой.

5. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Математика помогает формированию творческих способностей детей, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке. Математика способствует воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не логичными рассуждениями, а чувствами. При этом речь идёт главным образом о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью - так называемых интеллектуальных чувств (чувства удовольствия или неудовольствия, радости).

Начала свою работу с ознакомления детей с лего конструктором. Познакомила детей с лего кубиком и кирпичиком, закрепили знакомство любимой игрой чудесный мешочек где дети на ощупь определяли кубик и кирпичик, а когда доставали закрепляли знания цвета.

Игра на развитие осязания. Все манипуляции проделываются с закрытыми глазами. Ребенок на ощупь узнает форму и величину ощупываемых деталей. Для игры необходимо изготовить несколько пар различных по форме конструкций. Далее предложить ребенку ощупать одну . После ознакомления с конструкцией требуется найти идентичную.

Во время физкультурных занятий закрепляем знания цветов. Лего кубики лежат на коврике. Ребята разделились на две команды и строят каждая  свою башню определенного цвета.

Выполняют задание закрепляется знание цветов и развиваются конструктивные способности. Необходимо на поезде перевезти лего кубики определенного цвета, для постройки домиков для лего человечков.

Ребенок средней группы активно познает окружающий мир, осваивает расположение предметов в пространстве, постигает азы математики, учится сравнивать и обобщать. Он начинает играть в сюжетные игры. В этом возрасте можно пробовать играть вот в такие игры, как «Построй лесенку»

Предложите собрать лесенку или высокую башню. Параллельно можно потренироваться в счете от 1 до 5, а также в сортировке по цветам.

Дети сначала по схеме строят башенки затем закрепляют знания цветов рассказывая какая башенка какого цвета и сколько в данной башенке лего кубиков. Какая башенка самая высокая какая самая низкая, справа от башенки какая башенка находится слева. Можно поднятся по башенкам как по ступенькам и посчитать их.

Так же при помощи лего мы формируем представления о порядковом счете. Учим правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными отвечать на вопросы:

- Сколько животных едет в твоем поезде?

- В каком по счету вагоне едет кошечка?

Также при помощи лего формируем представления о равенстве и не равенстве групп. Выясняем. Чего, больше машин или человечков?

Учим уравнивать неравные группы. Говорим, что машин и человечков стало поровну.

Также при помощи Лего можно попросить ребенка выложить вторую половину. Попросите расставить рядом такие же фигуры в обратном порядке, как в зеркале. Со временем увеличивайте количество элементов в игре.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе проведенной работы было установлено, что дошкольный возраст – это время, когда с высоким темпом формируется психика ребенка, ЛЕГО-конструирование - это игры обучающие, они созданы взрослыми для воспитания и обучения детей. Для самих детей воспитательное значение игры не выступает явно, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

ЛЕГО-конструирование математического характера содержат возможности расширять и закреплять знания в следующих направлениях: усвоение множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени.

Проведенная работа была направлена на проверку педагогических условий о том, что применение ЛЕГО-конструирования позволит улучшить формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду.

2. Арапова-Пискарева Н.А. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МозаикаСинтез.

  

. . . . .