Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Экологическое развитие детей в старшей группе детского сада

Дата публикации: 2022-11-02 21:50:32
Статью разместил(а):
Абаева Наталья Эльбертовна

Экологическое развитие детей в старшей группе детского сада

Автор: Кодзасова Залина Казбековна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В статье рассматривается экологическое развитие детей старшей возрастной группы в образовательном процессе ДОУ.

Ключевые слова: педагогика, дошкольный возраст, педагогические технологии, экологическое воспитание, охрана природы

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Экологическое развитие детей в старшей группе детского сада» Кодзасовой Залины Казбековны, МБДОУ № 99, г. Владикавказ

Экологическое образование сегодня становится особенно актуальным для современного российского образования. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Экологическое образование, как и любое образование, представляет собой единый процесс обучения и воспитания. Наличие только экологических знаний недостаточно для экологически грамотного поведения. Поэтому полноценное экологическое образование предполагает воспитание гуманного, бережного отношения к окружающей природе.

Экологическое образование должно иметь свое начало уже в дошкольном детстве. В дошкольном возрасте формируются первичные представления о причинно-следственных связях в природе, элементарные представления о закономерностях в природе и жизни человека, предпосылки абстрактного мышления, закладываются базовые личностные качества. Познавательная активность детей дошкольного возраста позволяет поддерживать их интерес в области экологического образования. Характерная для детей этого возраста эмоциональная восприимчивость усиливает интерес к объектам и явлениям окружающего мира. В дошкольном образовании, в соответствии с ФГОС, экологическое образование является важной составляющей частью образовательной области «Познавательное развитие». Таким образом, можно констатировать особую актуальность, рассматриваемых в статье направлений работы с детьми дошкольного возраста.

Разработка Кодзасовой З.К. концентрирует решение действительно важной задачи экологической культуры как составляющей общей культуры ребенка. При этом вариант экологического развития детей в старшей группе детского сада в представленном материале не является исчерпывающим, ввиду масштаба задачи и недостаточного количества методической литературы в помощь педагогам именно по экологическому образованию дошкольников.

В целом, статья может быть рекомендована для печати и применения в практической деятельности для обретения педагогом собственного взгляда на проблему организации деятельности по экологическому развитию детей в старшей группе детского сада.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, старший методист БУ «Няганский технологический колледж» кандидат экономических наук, доцент, PhD Ольга Львовна Гиршевич

 

В период дошкольного детства закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособляемости к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Знания в экологическом воспитании необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

В своей работе с детьми дошкольного возраста (подготовительная группа) может использовать различные формы и методы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных произведений, эксперименты, дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры.

В дошкольном возрасте по-прежнему игра остается основной деятельностью детей. В этой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, а с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляя познания окружающей их среды.

В подготовительной группе используются подвижные игры, игры с правилами, имеющие готовое содержание (дидактические игры). Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Подводят к умению обобщать и классифицировать. Дети подготовительной группы определяют оттенки цветов, листьев, овощей, фруктов, выделяют отдельные части растений, группируют по месту произрастания и другим признакам.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников ведущее место отведено наблюдению.

Наблюдение – это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребенка. Дети видят природу в естественных условиях, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Системное использование наблюдений в ознакомление с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности, и приводят к развитию наблюдательности.

Труд детей в подготовительной группе в природе: его организация и экологический подход, это процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания растения и животные, за которыми осуществляется уход. Экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами – это демонстрация и осознания посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать, дети с седьмого года жизни должны это понимать.

При организации коллективного труда воспитатель помогает разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. В уголке природы дети выполняют обязанности дежурных, при этом пользуясь уголком дежурных. Особое внимание воспитатель уделяет на то, что жизнь животного и растений зависит от того, как человек правильно осуществляет уход за ними.

В наши дни, когда мы находимся на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важны ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

 

Список литературы:

1. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003 год.

2. Шишкина В.А. Прогулки в природу: учебное мед. пособие, 2003 г.

3. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, 2001г.

4. Иванова А.И. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош. учреждений, 2003г.

5. Предметная среда сенсорика. Экология: сборник практических материалов, ред. О.Г. Жукова, 2007 г.

6. Экологическое воспитание в детском саду: под ред. О.А. Соломенникова 2005 г.

 

. . . . .