Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-11-05 17:54:48
Статью разместил(а):
Коренюгина Людмила Яковлевна

Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста

Автор: Коренюгина Людмила Яковлевна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. Проведен научно-теоретический анализ основных особенностей развития речи детей в области дошкольного образования. Целью публикации является обоснование мнемотехники как актуальной технологии развития речи детей дошкольного возраста. Показано, что мнемотехника оказывает положительное влияние на процесс развития лексической, грамматической и фонетической формы речи детей дошкольного возраста. Определены различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, замещение, мнемотаблицы; приемы современной мнемотехники; принципы работы. Сделан вывод, что данная технология теоретически и экспериментально обоснована, что позволяет применять ее в работе с детьми дошкольного возраста более целенаправленно. Рассмотренные положения актуализируют дальнейшие исследования, связанные с разработкой методического сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехники и созданием образовательного речевого пространства в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехника, дошкольное образование.

 

Введение.

Исследования показывают, что проблема развития речи детей дошкольного возраста является комплексной и основывается на данных психологии, педагогики, общего языкознания, социолингвистики, психолингвистики (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, др.). Ученые, определяя основные закономерности речевого развития и этапы становления речи, отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков является необходимой составляющей образованности и интеллигентности личности. Следовательно, формирование речи, овладение нормами и правилами родного языка, умение содержательно и логично строить высказывание - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Именно в умении свободно пользоваться лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний реализуется основная коммуникативная функция языка и речи [9].

Кроме того, процесс развития речи отражает особенности не только речевого, но и общего психического развития ребенка, поскольку является важным показателем как общей речевой культуры личности, так и ее основных психических процессов (мышления, памяти, внримания, др.). Так, овладение связной монологической речью влияет на достижение общего речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста и является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе (М.М. Алексеева, А.М. Бородич, З.А. Репина, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова, др.). Способность связно рассказывать о событии или явлении и высказывать собственное мнение по какому-либо вопросу предполагает, что ребенок имеет ясное представление об объекте рассказа и подбирает наиболее подходящие для выражения своей мысли слова; умеет строить простые и сложные предложения, анализируя и устанавливая разные отношения между предметами и явлениями.

Социальная значимость речи и ее роль в формировании личности ребенка дошкольного возраста обуславливает выбор современных технологий речевой деятельности, обеспечивающих обогащение словаря, обучение детей составлению описательных и творческих рассказов, освоение ими различных форм речи (объяснительной, доказательной, пересказа, сочинения).

Высокий уровень речевого развития - важнейшее условие формирования личности ребенка дошкольного возраста, поскольку речь - уникальная форма общения и передачи информации, влияющая на его становление и развитие.

В исследованиях раскрываются психолого-педагогические направления, позволяющие эффективно решать имеющиеся речевые проблемы детей дошкольного возраста посредством совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное направление позволяет формировать разные уровни системы языка: фонетический, лексический, грамматический; функциональное направление обеспечивает формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, речевого общения, а когнитивно-познавательное направление - способности к элементарному осознанию явлений языка и речи [8].

Данные направления характеризуются взаимосвязанностью, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

Ушаковой О.С. разработаны критерии и показатели уровня развития речи детей дошкольного возраста и показано, что без специального обучения лишь немногие дети способны достичь высокого уровня развития речи. Высокий уровень речевого развития, по мнению автора, характеризуется такими свойствами, как:

- содержательность (определяется количеством выраженных в речи мыслей, чувств, а также соответствием действительности, что предполагает хорошее знание предмета, о котором говорится);

- точность (использование слов и словосочетаний, наиболее подходящих к содержанию);

- логичность (последовательное изложение мыслей);

- грамматическая и фонетическая правильность;

- выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью речи и богатством используемых языковых средств);

- воздействие речи (влияние речи на мысли, чувства, поведение других людей) [8].

Таким образом, дошкольный период - основополагающий в становлении личности ребенка и является оптимальным для развития и совершенствования всех сторон речи. Целенаправленность обучения детей речевой культуре и речевому общению; овладению словарным запасом языка и грамматическим строем; усвоению языковых знаков и норм предполагает применение эффективных технологий речевого развития.

Мнемотехника рассматривается как современная технология, оказывающая положительное влияние на процесс развития лексической, грамматической и фонетической формы речи детей дошкольного возраста.

В исследованиях Полянской Т.Б. мнемотехника определяется как система приемов, благодаря которым ребенка учат запоминать новую, нужную, сложную информацию и расширяют память. Как подчеркивает автор, посредством мнемотехники происходит передача информации в образы (слуховые, зрительные, графические) и ассоциации; обеспечивается развитие памяти, интеллекта, внимательности и речи у детей дошкольного возраста [7].

По мнению ученых (Ввозная В.М., Громова О.Е., Давьщова Т.Г., Соломатина Г.Н., и др.) цель мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые всецело влияют на развитие речи ребенка. Поэтому комплекс различных приемов мнемотехники направлен на то, чтобы облегчить запоминание путем дополнительных ассоциаций и игровых методов обучения [4, 5, 7].

Эффективность использования мнемотехники зависит от ряда условий, среди которых следует выделить: доступность содержания материала для детей каждой возрастной группы и использование различных приемов наглядного моделирования.

В области дошкольного образования используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, замещение, мнемотаблицы.

Пиктограмма представляет собой символическое изображение (рисунок), заменяющее слова. Замещение - вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. Например, в качестве заместителей выступают бумажные детали: квадраты, круги, треугольники и др. Мнемотаблицы - условно-наглядная схема, в содержание которой заложена определенная информация (персонажи, природные явления, конкретные действия, др.) в виде графического изображения, включающего главные смысловые звенья сюжета.

Применение схем и моделей позволяет постепенно приучать детей видеть связь слов в предложении. Наглядно-практический способ познания, присущий детям дошкольного возраста, обуславливает применение разнообразных моделей (схем, пиктограмм, символических изображений) с учетом следующих требований:

- модели должны быть доступными для понимания детьми и строиться на знакомом материале;

- четко и ярко передавать особенности предмета или явления, которые должен запомнить ребенок;

- выступать в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность;

- обладать универсальной символизацией;

- элементами модели могут быть символы заместители важных характеристик предмета.

Современная мнемотехника включает в себя большой набор универсальных и унифицированных приемов:

- прием «буквенный код» позволяет образовывать смысловые фразы на основе начальных букв запоминаемой информации;

- прием «ассоциация» основан на нахождении ярких, необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией;

- прием «рифмы» позволяет создавать рифмованные пары слов или четверостиший, содержащих запоминаемый материал;

- прием «созвучие» направлен на повышение качества запоминания новых понятий, в том числе, иностранных слов посредством поиска известных и созвучных слов или словосочетаний;

- прием «римская комната» состоит в том, чтобы предметам или объектам, которые следует запомнить, присвоить отдельное место в хорошо известной комнате.

Как и любая современная технология развития речи, мнемотехника опирается на определенные принципы работы (Стародубова Н.А., Феличева Т.Б., Федоренко Л.П. и др.), среди которых необходимо выделить принципы развивающего обучения; дифференцированности; научности и практической применяемости; предметности; наглядности и др.

Например, постепенность освоения детьми приемов мнемотехники соответствует принципу «от простого к сложному»:

1. Освоение детьми мнемоквадратов (представляют собой несложное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение).

2. Освоение детьми мнемодорожки (коллаж из четырех простых изображений, опираясь на которые ребенок учится составлять небольшие рассказы и истории в 2-4 предложения).

3. Освоение детьми мнемотаблицы (схемы с заложенным текстом), составленных таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ или сказку, отгадать загадку, проговорить скороговорку, выучить стихотворение, др.

Разыгрывание речевого содержания при помощи заместителей необходимо начинать с простого воспроизведения хорошо знакомых детских сказок, особенностью которых является построение сюжета по цепочке. Кроме того, образы знакомых героев имеют признак стереотипности и повторяются из одной сказки в другую, что позволяет использовать соответствующие модели (например, образ лисы всегда ассоциируется с оранжевым цветом). Первоначально, число заместителей и число персонажей в сказке должны совпадать, поскольку важно, чтобы ребенок научился соотносить символ и образ и показывать соответствующий символ (оранжевый круг - лиса) в процессе рассказывания сказки. Добавление лишних кружков-заместителей вводится постепенно с целью обучения детей умению выбрать нужный.

Как подчеркивает Большова Т.В. [4], тексты сказок - это наилучший вариант для развития речи и мышления детей. Такие сказки как «Теремок» или «Колобок» хорошо знакомы детям и поэтому сюжет быстро ими запоминается. Пересказ с помощью мнемотаблиц способствует развитию у детей умения видеть всех персонажей, сосредотачивая внимание непосредственно на правильном построении предложений и правильной, красивой связной речи.

При применении мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста следует учитывать тот факт, что для большинства из них восприятие данной методики обучения без предварительной подготовки имеет некоторые трудности. Поэтому, на первоначальных этапах обучения лучше всего использовать понятные и простые мнемоквадраты с красочным изображением и яркими тонами. При использовании мнемодорожек не следует использовать много картинок, так как это затрудняет восприятие информации. Оптимальным количеством считается 8-9 картинок.

Например, при работе с опорными схемами рекомендуется следующая последовательность обучения:

1. Первоначальное ознакомление с элементами схем и символами (обозначение цвета, формы, размера, др.).

2. Включение элементов опорных схем и символов в различные виды детской деятельности (образовательную, игровую, бытовую, др.) для понимания ребенком их универсальности.

3. Ввод приема «от противного» или приема отрицания (не сладкий, не гладкий).

4. Обучение сочетанию символов: «чтение» цепочки символов.

5. Организация самостоятельной детской деятельности по поиску определенного символа (изображения), которое характеризует заданное качество.

6. Обучение умению рассматривать таблицы и разбирать их содержание.

7. Обучение перекодированию информации (перенесению из абстрактных символов в образы).

8. Пересказ (сказки, рассказа, истории, др.) детьми по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно).

Таким образом, мнемотехника - это современная технология, оказывающая положительное влияние на процесс речевого развития детей дошкольного возраста. Важная особенность технологии состоит в применении не изображения предмета, а его символа, что облегчает детям поиск и запоминание слов.

Актуальность использования мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста заключается в том, что данная технология теоретически и экспериментально обоснована; приемы символизации облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности; используя графическую аналогию, ребенок учится выделять главное, систематизировать и анализировать новые знания. Модели-картинки в мнемотехнике помогают активизировать мыслительные процессы у детей дошкольного возраста, обеспечивая развитие зрительной и слуховой памяти, ассациативного и образного мышления, внимания, воображения, связной монологической речи. Приемы мнемотехники значительно расширяют кругозор детей, способы познания окружающего мира, развивают фантазию. У детей воспитывается уверенность и желание рассказать свой сюжет или историю.

Обобщая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что мнемотехника оказывает важное влияние на речевое развитие ребенка, поскольку предоставляет возможность:

- самостоятельно анализировать объекты окружающей действительности;

- помогает развивать замысел, расширять идею будущего рассказа;

- планировать свои высказывания.

Представленные в статье теоретические положения и выводы дополняют теорию и методику дошкольного образования в решении проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Рассмотренные положения актуализируют дальнейшие исследования, связанные с разработкой методического сопровождения речевого развития детей дошкольного возраста с использованием технологии мнемотехникии и созданием образовательного речевого пространства в условиях дошкольной образовательной организации.

 

Литература:

1. Белинова Н.В., Тивикова С.К., Колесова О.В. Развитие диалогических умений детей в условиях педагогического сопровождения // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 96-101.

2. Бичева И.Б., Десятова С.В., Царева И.А. Развитие педагогического творчества будущего педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 73-77.

3. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 96 с.

5. Давьщова Т.Г., Ввозная Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. № 1. С. 16.

6. Красильникова Л. Осознанная речевая активность детей 6-7 лет // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 79-84.

7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. 29.

8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. 288 с.

9. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1990. 359 с.

. . . . .