Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Современные подходы к процессу воспитания у дошкольников любви к семье, родному дому, городу

Дата публикации: 2020-04-29 16:14:04
Статью разместил(а):
Плюснина Лариса Васильевна

Современные подходы к процессу воспитания у дошкольников любви к семье, родному дому, городу

Автор: Плюснина Лариса Васильевна

МКДОУ "Д/с № 19 "Сказка", г. Омутнинск

 

Аннотация: Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Любовь к Родине начинается с семьи»

Ф.Бекон

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. 

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач: 

·         воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; 

·         формирование бережного отношения к природе и всему живому; 

·         воспитание уважения к труду; 

·         развитие интереса к русским традициям и промыслам; 

·         формирование элементарных знаний о правах человека; 

·         расширение представлений о городах России; 

·         знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 

·         развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; 

·         формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.   

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. 

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. 

Чувство Родины - оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, которое имеет первостепенное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. У педагога стоит задача - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. 

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. 

Знакомя детей с родным городом, я провожу беседы «По улицам нашего города», «Достопримечательности города», «Мой любимый город», «Лучше нет родного края» и рассказываю детям, что наш город славен своей историей происхождения, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. 

Внимание детей я привлекаю к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, магазин, аптека, библиотека и т.д., рассказываю об их назначении, подчеркивая, что все это создано для удобства людей, а изучая улицы города, рассказываю в честь кого они названы. 

Детям объясняю, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого провожу экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. 

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу"  и т.д. Важно чтобы ребенок понимал, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. 

В своей работе я знакомлю детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства. Воспитывая у детей любовь к своему городу, мы подведем их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: 

·         повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); 

·         везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; 

·         повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; 

·         люди берегут и охраняют природу; 

·         есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. 

Дети изучая эту тему узнают, что нашу страну и наш город населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д. 

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются познавательно-исследовательская деятельность она повышает детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Приучая  детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Предлагая найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. 

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. 

В игровой деятельности дети расширяют свои знания и закрепляют изученное: «Мой адрес», «Город и село», «Городской транспорт», «Что я видел на улице города», «Строим многоэтажный дом», «Магазин», « В наш город приехал зоопарк» и т.д. 

Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Ангаре, по Байкалу, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование «Вечерний город», «Деревья в нашем парке», «Автобус едет по улице»,  «Река Ангара»). 

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. 

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и вызывают лишь недоумение. 

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. 

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. 

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, по району или селу, посещение с родителями отдельных предприятий, музеев и мероприятий, которые проходят в нашем городе. Итоги таких экскурсий мы оформляем фотовыставку и фотоальбомы. 

Хорошо бы, родители вместе с детьми активно включались в  работу группы и знакомили детей с историей города, а также с местными традиционными праздниками. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

 

Список литературы: 

  1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС,  Москва, Просвещение, 2014 год. 
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.., Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС, Москва, Просвещение,  2014 год. 
  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.., Комплексные занятия по программе "От рождения до школы",  Москва, Просвещение, 2014 год.

 

. . . . .