Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование физкультминуток в детском саду

Дата публикации: 2020-04-29 19:57:41
Статью разместил(а):
Барашкова Екатерина Владимировна

Использование физкультминуток в детском саду

Автор: Барашкова Екатерина Владимировна

МБДОУ "Детский сад № 30", г. Иваново

 

Цель: повысить и удержать умственную работоспособность детей во время непосредственной образовательной деятельности детей (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутки давно и очень широко используются в работе воспитателей и педагогов. Переоценить их значение для здоровья и гармоничного физического развития детей невозможно. Физкультминутка – это кратковременная двигательная активность во время непосредственной образовательной деятельности детей. Это возможность повеселиться и немного отвлечься, сменить вид деятельности для более продуктивного результата.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, может отрицательно влиять на ее эффективность. Здесь - то и придут на выручку весёлые физкультминутки. Каждый опытный педагог увидит когда наступает переутомляемость у детей и нужно сменить вид деятельности. Как правило признаки переутомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут! 

Утомление дети могут проявлять по-разному, они могут начать отвлекаться, вертеться, зевать или, наоборот, начать проявлять излишнюю активность. Одним из самых эффективных способов предотвратить переутомление является смена деятельности, включение в образовательный процесс физических упражнений. Которые мы называем физкультминутками. Они снимают напряжение мышц, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

В ДОУ такие физкультурные паузы, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности, в виде игровых действий и занимают 2 -3 минуты. Детям обычно нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т.д.

Физкультурные минутки могут классифицироваться на минутки – разминки (двигательно-речевые), на пальчиковые гимнастики (для снятия напряжения с мышц руки), упражнения для глаз (в целях профилактики нарушения зрения) и логопедические физкультминутки.

Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Примеры физкультминуток:

1. Веснянка.

Солнышко, солнышко

Золотое донышко. (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло. (Меняют направление движения.)

Побежал в саду ручей (Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей. («Летят» по кругу)

А сугробы тают, тают, (Остановились, медленно приседают.)

А цветочки подрастают. (Тянутся на носочках, руки вверх.)

2. Пчела.

Прилетела к нам вчера (Машут руками вверх-вниз.)

Полосатая пчела, (Произнося названия насекомых, загибают по одному пальчику на обеих руках)

А за нею шмель – шмелёк

И веселый мотылек,

Два жучка и стрекоза, (Делают «очки» из пальчиков.)

Как фонарики глаза

Полетали, полетали (Машут руками вверх-вниз.)

От усталости упали. (Роняют руки вниз, хлопая себя по бокам.)

3. Голубая речка.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна (Руки через стороны вверх, потянулись.)

И бежит в полях, сверкая, (Прыжки на месте.)

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна, (Приседания.)

И поет пичужек стая

Значит, к нам пришла весна. (Хлопки в ладоши.)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна, (Наклоны головы к левому-правому плечам.)

Нам еще приятней станет-

Значит, к нам пришла – весна! (Прыжки на месте.)

4. Серенькие перышки.

Воробьи-воробушки, (Похлопывание руками по бокам.)

Серенькие перышки! (Махи руками вверх-вниз.)

Клюйте, клюйте крошки (Стучим кулачками перед собой один о другой.)

У меня с ладошки! (Дуем на раскрытые ладони.)

Нет, с ладошки не клюют (Развели руки в стороны, пожали плечами.)

И погладить не дают. (Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо).

5. За грибами.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь, к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте).

Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:

 

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел.

Оттого и потолстел.

Стираем платочки.

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрём. (трём кулачок об кулачок)

А потом повыжимаем,

Мы платочки отожмём. (движение «выжимаем белье»)

А теперь мы все платочки

Так встряхнём, так встряхнём. (встряхиваем кисти рук)

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом. (кулачком правой руки гладим ладонь левой)

А теперь платочки сложим (хлопки ладошками)

И все дружно в шкаф положим. (руки на коленки)

 

Список литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа.- М.: М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
  3. Баршай В.М. Активные игры для детей: учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006.
  4. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
  5. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Средняя группа.- М.: М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Старшая группа.- М.: М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
  7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду: Подготовительная к школе группа.- М.: М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
  8. Степаненкова Э.А. Сборник подвижных игр. Для занятия с детьми 2-7 лет.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
  9. Пензулаева Л.И. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.
  10. Бабенкова Е.А. Подвижные игры на прогулке.- М.: ТЦ.

 

. . . . .