Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование игр В.В. Воскобовича для познавательного развития детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-11-20 16:27:41
Статью разместил(а):
Рогова Ольга Владимировна

Использование игр В.В. Воскобовича для познавательного развития детей дошкольного возраста

Автор: Рогова Ольга Владимировна

МБОУ "Детский сад "Светлячок", Первомайский район Томской области

 

Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивается его мышление, чувство, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста является игровая технология В.В. Воскобовича «Коврограф Ларчик»- это уникальный материал для всестороннего развития ребенка.

Игровые пособия Воскобовича делятся на три группы: универсальные, математические и игры с буквами, слогами, словами. «Коврограф Ларчик» относится к универсальным пособиям.

«Коврограф Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты - эталоны цвета», «Буквы и цифры»и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т.п.

Пособие является универсальным, т.к. способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). С данным пособием могут использоваться различные игровые ситуации для детей дошкольного возраста по образовательным областям ФГОС. Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки условное, т.к. в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

Давайте подумаем, каким образом можно использовать «Коврограф Ларчик» в различных образовательных областях.

Организуя различные задания в игровой форме, можно совершенствовать речевое развитие детей. Каким образом? (сочинение историй, сказок с героями Коврогрофа).

Например, игра «Подбери признак», «Определи звучание».

Большую роль может оказать «Коврограф Ларчик» при обучении детей грамоте. Несколько игр я хотела бы Вам продемонстрировать.

Игра «Как назовешь, так и пойдешь».

Цель: определить правильно местоположение заданного звука в слове (звук У).

Описание: перед детьми расположены картинки с изображением различных предметов. Задача детей - обвести «Разноцветной веревочкой»проложив волшебную дорожку от Фифы: если есть звук У в начале слова, дорожка идет вверх, если нет – вниз.

Игра «Длинное и короткое слово».

Цель: формировать умение различать «длинные» и «короткие» слова.

Описание: детям предлагается сравнить длину имен персонажей Фифы и Лопушка. Затем используя «Разноцветные веревочки», провести дорожку от картинок с изображение различных предметов. От длинных слов к Лопушку, а от коротких – к Фифе.

Несомненно, «Коврограф Ларчик» используется и для познавательного развития детей. Как вы думаете, какие игры можно предложить детям?

Игра «Цветы для пчелки Жужи», «Ягоды на поляне».

Мы, воспитатели – люди творческие и стараемся применить «Коврограф Ларчик» в различных видах деятельности. Мне хотелось бы это продемонстрировать. Мне понадобятся 4 человека, которые попробуют создать улицу города. Смоделируйте У-образный перекресток, используя схему. Дополните улицу домами различной архитектуры, разнообразными машинами. Для создания улицы Вы можете использовать различные комплекты для «Коврографа».

Пока педагоги моделируют улицу, мы поговорим еще о социально-коммуникативном развитии детей. Какие игры можно использовать, развивая детей в данном направлении?

Игра «Дорога вежливости», «Радужный дом Слона Лип-Липа».

А возможно ли использование «Коврографа Ларчик» в художественно-эстетическом развитии?

Игра «Украсим коврик», «Составь узор», «На что похоже?».

На первый взгляд кажется, что Ларчик используется на занятиях по математике, однако это не так. Возможности коврографа позволяют использовать его в различных образовательных областях.

Во время непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию: при создании схем и технологических карт для определения последовательности действий: по уходу за комнатными и уличными растениями, по реставрации книг, по сервировке стола и т.д.

Во время образовательной деятельности по познавательному развитию мы с детьми используем коврограф Ларчик: формирование элементарных математических представлений — наглядный и дидактический материал по разделам количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. Ознакомление с миром природы — визуализация природных процессов (круговорот воды в природе, классификация видов животных: хищные и травоядные, дикие и домашние и т.д.)

Познавательно-исследовательская деятельность — планирование и прогнозирование результатов эксперимента Во время образовательной деятельности по речевому развитию: при создании мнемотаблиц для составления рассказа и при фонетическом разборе слова (упрощенная версия)

Во время образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию: при планирования своей деятельности (последовательность выполняемых действий) и подведении итогов занятия (анализ и самоанализ детей)

Во время образовательной деятельности по физическому развитию: при создании и комбинировании движений для гимнастик, физминуток и подвижных игр В процессе самостоятельной игровой деятельности детей, а так же во время режимных моментов Ларчик можно использовать как поле для настольно-печатных игр, как фон для разыгрывания сценок и игр, как схемы для игр с правилами Ларчик расширил возможности предъявления информации детям, позволил усилить мотивацию каждого ребенка.

Таким образом, мы можем сделать вывод что, комплект игровой технологии «Коврограф Ларчик» способствует полноценному развитию личности ребенка. И можно с уверенность сказать, что использование данных игровых технологий в будущей деятельности будет благоприятно сказываться на развитии детей.

 

Список литературы:

1. Вакуленко Л.С. методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Миниларчик: учебно-методич. пособие. – СПб.: ООО РИВ, 2016. – 93 с.

2. Кудинова Л.С. Теоретические основы формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий // Вестн. Тамбов. ун-та, Сер. Гуманитар. науки. – 2009. – № 6. – С. 213–216.

3. Михайлова З.А. Образовательная область Познавательное развитие: учебно-методич. пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304с.

4. Чехлыстова Т.В., Лесунова В.В. Формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста через внедрение развивающих игр В.В. Воскобовича в образовательное пространство ДОУ // Молодой ученый. – 2019. – № 41 (279). – С. 267-269.

 

. . . . .