Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности

Дата публикации: 2022-11-27 01:41:08
Статью разместил(а):
Лукьянова Ольга Александровна

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности

Автор: Лукьянова Ольга Александровна

МДОУ комбинированного вида "Детский сад № 21 "Радуга" 

 

Я работаю музыкальным руководителем более 37 лет и из них 15 лет веду театральный кружок в ДОУ. За эти годы была проведена огромная работа: разработана Рабочая программа, накоплен огромный материал для театральных тренингов и этюдов, сценариев для театральных  постановок, множество сделано атрибутов, пособий, приобрели как элементы костюмов (шапочки, головные уборы), так и сами костюмы, сделано много декораций и бутафорской атрибутики. Дети с огромным желанием и удовольствием посещают мой кружок, а я всегда рада встрече с моими юными артистами.

Что такое театральный кружок в детском саду? Прежде всего – это игра! Если вы спросите кого-нибудь из моих воспитанников, чем занимаетесь в театральном кружке, они наверняка ответят – играем. И, действительно – это так! Ведь театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации. Театральные игры дают возможность детям погружаться и перевоплощаться в мир фантазии. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе воспитательно - образовательные и конечно развивать творческий потенциал (художественно-речевой, музыкально-игровой, танцевальный, сценический).

И так, какая основная задача театрального кружка – это развитие творческих способностей. По опыту могу сказать, что в детях заложены эти качества изначально, их надо только разглядеть, раскрепостить и вселить уверенность поверить в себя. Ребята все разные, в основном способные, трудолюбивые, талантливые, общительные, но есть замкнутые, робкие и нерешительные, стеснительные, эти дети теряются в присутствии незнакомых людей. Такую привычку выразительно говорить перед публикой, можно привить уже сейчас.

Огромную помощь в этом  оказывает театрализованная деятельность.  Возможность «спрятаться» за маску и действовать от имени героя, которого изображают дети, позволяют ребёнку решать многие проблемные ситуации, учатся преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Если некоторые  дети первые сами идут на контакт и чаще сами проявляют свою активность, то другим приходится сложнее. Они бы и рады быть на уровне с остальными, но в них чувствуется  неуверенность, осторожность. А это и понятно, так как это дети со сложными речевыми нарушениями, речь у них малопонятная, недостаточно чёткая с нарушенной слоговой структурой  (у нас в саду есть логопедические группы) и опыт выступления  небольшой: всего лишь маленькие роли на утренниках. А мы в кружке готовим целые представления, спектакли, большие театральные выступления для зрителей нашего сада и даже каждый год готовим конкурсное выступление на ежегодном муниципальном Фестивале одарённых детей «Маленькие звёздочки». Тут и трудится приходиться больше, работать над ролью, сценической речью, актёрским мастерством.

Немножко расскажу о том, как у ребят, которые раньше боялись выступать, проявляются творческие способности. Как пример приведу стихотворение Виктора Лунина «Сучок на тропинке» и расскажу, как дети проявляют себя инсценируя это стихотворение, изображая того или иного героя. Это стихотворение я беру как упражнение и работа над образом.

Знакомлю с текстом, обсуждаем сюжет, разбираем образы каждого героя, характер, изображаем повадки животных, про которых рассказывается в произведении, я наблюдаю, как дети сами раскрывают образ героя, распределяем роли. И сразу виден маленький успех!  Ребенок выполняет действия, как в тексте, и уже перевоплощается, старается движениями, жестами передать характер и повадки животного. Работая над этим упражнением, я ставлю следующую задачу:  создать самостоятельный образ, с помощью комплекса средств выразительности – мимики, жеста, движения.

В результате у нас получился, не просто этюд, упражнение, а творческая игра – спектакль, с сюжетом и моралью. И, конечно же, я, как музыкальный руководитель всегда подберу соответствующую музыку, чтобы ребёнку помочь еще ярче почувствовать образ и настроение животного. Воспитанник чувствует, что справился и у него комплекс неуверенности отпадает само собой.

Почему я называю упражнения, театральные игры, спектакли творческими, потому что  процесс выступления перед зрителями, иногда так «захлёстывает» юного актёра, что тот начинает импровизировать, добавлять различные жесты, действия своим героям, что нас радует и приятно удивляет.

Мы инсценируем: потешки, сказки, песни, небольшие литературные тексты и стихи, скороговорки.

Стихотворение К. Чуковского «Закалака» не приходится учить, оно запоминается само и быстро, стоит лишь нарисовать ёлочку, козочку, дядю с бородой и Закаляку. Как только рисунок оказывается в руках ребёнка, он сразу вживается в роль и произносит фразу соответствующую этому изображению эмоционально и выразительно. 

На своих занятиях стараюсь как можно больше включать произведения детской литературы классиков и современников: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Н. Носова, Б. Заходера, О. Григорьева  и других. Ведь эти произведения и написаны для юного поколения, они им понятны, многим знакомы. Разыгрывание таких стихотворений  или фрагментов из больших произведений прививает любовь  к родной культуре, позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка.

Игры – инсценировки предоставляют хорошую возможность развить детскую фантазию, воображение. Учат искренне сопереживать разные эмоции - радость, тоску, гнев, восторг и т.д. Для их развития я придумала яркие красивые тарелочки, с помощью которых мы учимся перед зеркалом изображать разные виды эмоций.

Когда мы начинаем работать над большим произведением, таким как «Телефон» К. Чуковского, «Маша – растеряша» Л. Воронковой, «Багаж» С. Маршака и другими, прежде всего мне хочется вызвать у ребят эмоциональный отклик на произведение, желание участвовать в спектакле. А уже потом распределяю роль, учитывая темперамент, артистизм, ну и  желание. Я всегда ребятам говорю, что желание участвовать в спектакле – это уже есть половина успеха, надо еще немножко потрудиться, чтобы всё у нас получилось хорошо, чтобы зрителям понравилось.

Какая должна быть подготовка к спектаклю? Из своего опыта я поняла, что подготовка к спектаклю должна быть ненавязчивой. Чтобы ребёнок не утомлялся, а  получал удовольствие, я подбираю разнообразный материал, применяю разные виды театра, различные атрибуты. И слежу за тем, чтобы на всех этапах подготовки  присутствовала максимальная активность, чтобы ребёнок не заскучал.

И в завершение своей публикации хочу сказать, что заниматься детям театрализованной деятельностью очень полезно, т.к. они приобретают массу новых знаний и навыков, раскрывают свои творческие способности, которые обязательно им пригодятся в жизни. 

 

. . . . .