Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Внимание: Ребёнок один дома!

Дата публикации: 2022-12-08 05:34:20
Статью разместил(а):
Евстасенко Елена Михайловна

Внимание: Ребёнок один дома!

Автор: Евстасенко Елена Михайловна

МБОУ "Кубинская СОШ №2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.",

дошкольное отделение - детский сад № 56, г. Кубинка, Московская область

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что, оставляя ребенка одного дома, сначала научите его соблюдать определенные правила безопасности, даются рекомендации родителям, как определить, что дети готовы быть самостоятельными, а также, чем их занять, чтобы было не скучно одному дома.

Ключевые слова: безопасность, возрастные ограничения, правила поведения, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Перед каждым родителем однажды встаёт вопрос – как оставить своего кроху одного? Не у всех есть возможность подкинуть своё чадо бабушке, отдать в детский сад или вовремя забрать из школы. И, рано или поздно, мамы с папами неизбежно сталкиваются с этой дилеммой.

С какого возраста ребёнка можно оставлять одного дома, когда малыш уже готов остаться в квартире один? Это – вопрос сложный и спорный, который задают себе все новоиспечённые родители.

Традиционно занятые родители оставляют своих детей дома уже с 7-8 лет, но этот критерий весьма сомнительный – всё зависит от того, готов ли ваш ребёнок к такому серьёзному шагу в самостоятельность.

Дети все разные. Один в 6 лет уже способен разогревать себе обед и ездить на автобусе без родителей, а другой даже к 9-ти годам не способен завязать себе шнурки и спит, крепко обхватив мамину ладонь.

Один дома – как понять, что ребёнок готов:

- Он спокойно обходится без мамы от получаса до 2-3 часов и даже больше.

- Он не боится играть в комнате при закрытой двери, не страдает клаустрофобией и не боится темноты.

- Он умеет пользоваться средствами связи (телефоном, «мобильником», скайпом и прочими средствами).

- Он сможет набрать ваш номер (или папин) и сообщить о проблеме.

- Он знает, что такое «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Что фрукты нужно мыть, к окнам подходить опасно, двери чужим не открывают, а розетки – источник тока.

- Он способен налить себе воды и взять из холодильника йогурт, молоко, колбасу для бутерброда и прочее.

- Он уже достаточно ответственный, чтобы убирать разбросанные игрушки, чашку можно поставить в раковину, после того, как попил сок, ложиться спать вовремя, мыть руки перед едой и после туалета и прочее. Вам уже не приходится контролировать такие мелочи.

- Он не впадёт в истерику (или обиду), если вы оставите его на час-два.

- Он знает, что полиция приезжает, если позвонить «02», скорая – на «03», а пожарная – «01».

- Он способен позвонить соседям в случае какой-либо опасности или проблемы.

- Он понимает, почему мама должна ненадолго оставить его в одиночестве.

- Он не против стать на пару часов взрослым и самостоятельным.

Каждый положительный ответ – это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов, можно вас поздравить – ваш ребёнок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.

Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома, если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста. А также, если ваш ребёнок …

1. Боится оставаться в одиночестве и категорически протестует.

2. Не знает (игнорирует в силу возраста) правила безопасности.

3. Не сможет с вами связаться в случае опасности или возникшей проблемы (не умеет либо нет средств связи).

4. Не способен контролировать свои желания, фантазии и эмоции.

5. Слишком шаловливый, нетерпеливый, непослушный, любознательный (выбрать нужное).

С какого возраста можно оставить малыша одного в квартире по законам РФ?

В отличие от других стран, в России, к сожалению, законом подобные ограничения не предусмотрены. Поэтому вся полнота ответственности за своё чадо лежит на маме и папе.

Будьте предельно внимательны и осторожны, решаясь на такой шаг, ведь опасности в квартире подстерегают ребёнка на каждом шагу. И, в большинстве случаев, лучше взять малыша с собой или упросить соседей за ним присмотреть, чем потом жалеть о последствиях.

Подготавливаем ребёнка оставаться дома одному – как это происходит?

Итак, ваш ребёнок уже дал вам согласие и готов шагнуть в самостоятельность. Как его подготовить?

На первый раз будет достаточно 10-15-ти минут вашего отсутствия. Этого хватит, чтобы, например, сбегать за молоком (и большой конфетой для вашего смелого чада). Период своего отсутствия увеличивайте постепенно. Нельзя сразу сбегать на полдня – сначала 15 минут, потом 20, потом полчаса и т.д.

Ребёнка младше 8-ми лет не рекомендуется оставлять более чем на час-полтора. Малыш может просто заскучать, и не факт, что найденное им занятие вас обрадует. Заранее подумайте, чем вы займёте ребёнка.

Ваш ребёнок должен чётко понимать куда вы уходите, с какой целью оставляете его одного и в какое время вернётесь. Вы обязаны быть пунктуальными – нельзя опаздывать ни на минуту. Во-первых, ребёнок может решить, что опаздывать и не держать слово – это норма. Во-вторых, он может запаниковать, ведь у детей 7-9 лет крайне велик страх, что с родителями может что-то случиться.

Вернувшись, поинтересуйтесь, чем он занимался. Не нужно сразу бросаться к плите или начинать стирку – сначала ребёнок! Узнайте, чем он был занят, не было ли ему страшно, не звонил ли кто. И обязательно похвалите его за то, что смог провести пару часов без мамы. Совсем как взрослый.

Не ругайтесь, если он успел немного нахулиганить. Ведь пустая квартира без мамы в полном распоряжении – это настоящий «кладезь» приключений.

Обязательно (и всегда) компенсируйте малышу то время, которое вы у него «отняли» своим отсутствием. Да, вам надо работать (заниматься своими делами), но ребёнку важнее ваше внимание. Он никогда не поймет, что вам нужно «зарабатывать денежку», если после долгого отсутствия вы не проведёте с ним время, не поиграете, не сходите на прогулку и прочее.

Поведение малыша, оставленного дома в одиночестве, всегда выходит за границы дозволенного мамой. Причины – обычное любопытство, гиперактивность, страх и прочее. В квартире ребенка могут подстерегать опасности на каждом углу. Как обезопасить своё чадо, что предпринять, о чём предупредить?

Инструкция по безопасности для мам:

1. Ребёнок должен точно знать свой адрес, ФИО родителей, бабушки с дедушкой, как зовут ближайших соседей.

2. Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на специальной доске) и вбить в память телефона, который, естественно, нужно зарядить перед уходом.

3. Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи – скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.

4. При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними – периодически проверять ребёнка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей «на всякий пожарный».

5. Если есть возможность – установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребёнка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.

6. Оставьте ребёнку все возможные средства связи – стационарный телефон и «мобильник». По возможности – скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользоваться ноутбуком).

7. Если вы оставляете ребёнку ноутбук или специальную программу (родительский контроль) заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или специальную программу, защищающую ребёнка от вредного контента.

8. Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире – газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички – не игрушки, лекарства опасны и прочее. Повесьте их на видное место.

9. Звоните ребёнку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже если тётя «на том конце» говорит, что она – мамина подруга.

10. Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.

11. Двери никому открывать нельзя – это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается её взломать.

12. Не перегружайте чадо инструкциями – он всё равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребёнку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и прочее.

13. Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со специальными замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства в недоступном месте, ножи, лезвия, бытовая химия, спички спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и прочее. Выполните все правила безопасности для детей дома!

14. Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант – дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.

15. Если ребёнок ещё не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идёт – его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем или другое. Чай оставьте ребёнку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда – если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе тёплый обед в тарелку.

16. Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определённым радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.

Чем занять детей, которые остаются одни дома.

Помните: ваш ребёнок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдёт себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещённых предметов или ещё чего похуже. Поэтому, заранее подумайте – чем занять чадо.

Речь пойдёт о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-лет уже вполне способны занять себя сами).

Скачайте ребёнку его любимые мультики и установите их последовательный показ (вдруг малыш не умеет пользоваться пультом или потерял его, пока вас нет дома).

Дайте ему задание, например, нарисовать красивые большие рисунки к папиному приходу и устроить домашнюю «выставку». А заодно – красиво расставить игрушки в комнате, построить интересный замок из конструктора, или сделать из коробки из-под обуви дом для любимого кота, нарисовать эскизы одежды для любимой куклы, а потом вместе сшить наряды после вашего возвращения. Развивайте фантазию не только ребёнка, но и свою.

Если вы разрешаете ребёнку сидеть за ноутбуком, установите для него полезные и интересные программы (желательно, развивающие), их сейчас очень много – за компьютером время летит незаметно, и малыш просто не заметит вашего отсутствия.

Предложите ребёнку поиграть в «пиратов». Дети обожают в них играть. Пусть он спрячет свою игрушку (клад) и нарисует для вас особую пиратскую карту. А после возвращения вы найдёте «сокровища» и вместе порадуетесь приключению.

Оставьте ребёнку детские журналы с раскрасками, кроссвордами, комиксами и прочее. Если у вас есть пачка ненужных глянцевых журналов, можно предложить малышу сделать коллаж. Задайте тему, выдайте лист ватмана, клей и ножницы (предварительно напомнив правила обращения). По возвращении домой, дополните вместе с ребёнком картину.

Купите набор для моделирования. Сейчас их огромное количество и на любую тему. Мальчики любят склеивать самолёты, танки, фермы и прочее. Девочке можно взять набор для создания замка принцессы, или набор для создания одежды бумажной кукле и другое.

Планируйте занятия для своих детей, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребёнка.

 

. . . . .