Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нарушения детско-родительских отношений

Дата публикации: 2022-12-18 00:24:11
Статью разместил(а):
Сидюк Ирина Алексеевна

Нарушения детско-родительских отношений

Автор: Сидюк Ирина Алексеевна

МБДОУ "Д/с № 26",  ст. Медведовская Краснодарского края

  

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что семья - это школа воспитания передачи опыта жизни подрастающему поколению. О разделении детско-родительских отношений на  «нормальные» и «нарушенные», которые  непосредственно вызывают трудности в социализации и развитии ребёнка. Для благополучного развития ребёнка родителям важно своевременно осознать существующие проблемы в супружеских отношениях и необходимости их гармонизировать. Автор считает, что воспитание нравственных качеств будет иметь необходимость в любую эпоху, на любом этапе развития человеческого общества, а народный опыт является основой и опорой в воспитательном процессе.  

Ключевые слова: детско-родительские отношения, семейное воспитание, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. В семье закладываются основы и грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребёнок включается в общественную жизнь, усваивает её ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Проще говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни. 

Российские учёные (Л.С. Бочкарева, Г.В. Валеева и др.) в качестве ведущего фактора в развитии личности называют социальный опыт. Этот опыт ребёнок усваивает на протяжении всего детства, благодаря чему он приобретает знания и умения, развитие и формирование личности.  

Детско-родительские отношения могут быть условно разделены на «нормальные» и «нарушенные», которые непосредственно вызывают трудности в социализации и развитии ребёнка. Для благополучного развития ребёнка родителям важно своевременно осознать существующие проблемы в супружеских отношениях и необходимости их гармонизировать. 

Социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов: на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения это жестокое обращение и пренебрежение ребёнком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально- психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.  

Глобальная ответственность за будущее ребёнка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями, сравнение его с другими, превращая ребёнка в объект воспитания. Очевидно, что с развитием ребёнка должно изменяться и отношение родителей к нему.  Те отношения, которые сложились в детстве, оказываются неприемлемыми  для ребёнка школьника. 

Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания. 

В психологических исследованиях описывается, как правило, два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.  

Демократический стиль воспитания детей характеризуют: высокая степень вербального общения родителей с детьми; включаемость детей в обсуждение возникающих семейных проблем; успешность ребёнка при условии готовности родителей всегда прийти им на помощь; стремление к снижению субъективности в видении ребёнка. 

Контролирующий стиль характеризуется следующими признаками: существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии явных разногласий между родителями и детьми в отношении устанавливаемых дисциплинарных мер; чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей предъявляются ребёнку в системе, последовательно, но могут быть достаточно жёсткими, но, что важно - ребёнком признаются как справедливые и обоснованные. 

Учёные отмечают интересный факт: преобладание во всех возрастах объясняющего стиля воспитания, который достигает своей вершины в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте этот стиль находит яркое выражение к пяти годам. 

Причины нарушения детско-родительских отношений – это, прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей. 

Наиболее распространёнными видами нарушений детско-родительских отношений, по данным работ Г.И. Репринцевой являются: 

- симбиотическая связь матери с ребёнком; 

- эмоциональное дистанцирование во взаимоотношениях; 

- делегирование "родительских полномочий" (бабушке, гувернантке и др.); 

- несовпадение темповых и энергетических характеристик; 

- несоответствие ребёнка "идеальному образу", имеющемуся у родителей. 

Эти виды нарушений внутрисемейного общения нередко сочетаются друг с другом: в бытовом отношении наблюдается симбиотическая связь, в то время как эмоциональные контакты существенно ослаблены. При появлении дисфункциональных форм детского поведения родители ощущают свою некомпетентность и беспомощность и невольно способствуют закреплению у ребёнка негативных поведенческих стереотипов. 

Факторы, вызывающие нарушения детско-родительских отношений: 

1. В семье, где часто ребёнок является мишенью для вымещения своего негатива, родители проявляют часто жестокое отношение к нему. 

2. Предвзятое отношение к ребёнку, когда его считают особенным, т.е., отличающимся от других детей: либо слишком активным, либо чересчур пассивным. Такое отношение ведёт к тому, что ребёнок становится «мишенью» для агрессии членов семьи. 

3. Отношение к ребёнку может быть негативным, если он напоминает ненавистного родственника; является любимчиком одного из родителей; имеет недостаток, раздражающий родителя; имеет физические или умственные недостатки. 

4. Критическая ситуация или стечение неприятных обстоятельств в семье: потеря работы, разлука с любимым человеком, смерть близкого, нежелательная беременность или другие события, имеющие принципиально важное значение для взрослого. 

5. Недостаток элементарных знаний у родителей о детском развитии. Например, ожидание, что трёхмесячный ребёнок отреагирует на требование матери или наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим стулом. Родители не знают элементарного, например, что ребёнок в этом возрасте не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказывать ребёнка. 

6. Передача модели семейного насилия от одного поколения другому. В таких семьях строгие наказания не считаются проявлением насилия по отношению к детям, а рассматриваются в качестве воспитательной меры или семейной традиции.

Таким образом, дети, которые подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют ряд отличительных черт: поведенческие трудности, тяжёлый характер, физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии. Дети-инвалиды, дети, отстающие в развитии, так же, как  и дети с отклонениями в поведении, входят в группу высокого риска. Все это создаёт дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребёнком и пренебрежении по отношению к нему. 

 

Список литературы:

1. Репринцева  Г.И. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье: методическое пособие / Г.И. Репринцева, С.П. Понарина, Т.Т. Рыбакова. Москва: ИСПС РАО,2006. – 121 с.

2. Валеева Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений Учебное практическое пособие. Челябинск: Изд-во Челябинского гос гуманитарно-пед ун-т, 2016- 249 с.

3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – Санкт-Петербург: Питер 2013. – 464 с.

 

. . . . .