Нарушения детско-родительских отношений
Нарушения детско-родительских отношений
Автор: Сидюк Ирина Алексеевна
МБДОУ "Д/с № 26", ст. Медведовская Краснодарского края
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что семья - это школа воспитания передачи опыта жизни подрастающему поколению. О разделении детско-родительских отношений на «нормальные» и «нарушенные», которые непосредственно вызывают трудности в социализации и развитии ребёнка. Для благополучного развития ребёнка родителям важно своевременно осознать существующие проблемы в супружеских отношениях и необходимости их гармонизировать. Автор считает, что воспитание нравственных качеств будет иметь необходимость в любую эпоху, на любом этапе развития человеческого общества, а народный опыт является основой и опорой в воспитательном процессе.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, семейное воспитание, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Семья - это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. В семье закладываются основы и грани личности через приобщение её к духовным ценностям. Именно в семье ребёнок включается в общественную жизнь, усваивает её ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Проще говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни.
Российские учёные (Л.С. Бочкарева, Г.В. Валеева и др.) в качестве ведущего фактора в развитии личности называют социальный опыт. Этот опыт ребёнок усваивает на протяжении всего детства, благодаря чему он приобретает знания и умения, развитие и формирование личности.
Детско-родительские отношения могут быть условно разделены на «нормальные» и «нарушенные», которые непосредственно вызывают трудности в социализации и развитии ребёнка. Для благополучного развития ребёнка родителям важно своевременно осознать существующие проблемы в супружеских отношениях и необходимости их гармонизировать.
Социологическая модель ссылается на влияние социокультурных факторов: на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. С психиатрической, медицинской точки зрения это жестокое обращение и пренебрежение ребёнком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации. Социально- психологический подход объясняет проявления насилия личным жизненным опытом родителей, их «травмированным» детством.
Глобальная ответственность за будущее ребёнка порождает оценочную позицию, контроль над его действиями, сравнение его с другими, превращая ребёнка в объект воспитания. Очевидно, что с развитием ребёнка должно изменяться и отношение родителей к нему. Те отношения, которые сложились в детстве, оказываются неприемлемыми для ребёнка школьника.
Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.
В психологических исследованиях описывается, как правило, два стиля родительского воспитания: демократический и контролирующий.
Демократический стиль воспитания детей характеризуют: высокая степень вербального общения родителей с детьми; включаемость детей в обсуждение возникающих семейных проблем; успешность ребёнка при условии готовности родителей всегда прийти им на помощь; стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.
Контролирующий стиль характеризуется следующими признаками: существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии явных разногласий между родителями и детьми в отношении устанавливаемых дисциплинарных мер; чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей предъявляются ребёнку в системе, последовательно, но могут быть достаточно жёсткими, но, что важно - ребёнком признаются как справедливые и обоснованные.
Учёные отмечают интересный факт: преобладание во всех возрастах объясняющего стиля воспитания, который достигает своей вершины в младшем школьном возрасте. В дошкольном возрасте этот стиль находит яркое выражение к пяти годам.
Причины нарушения детско-родительских отношений – это, прежде всего неумение понять ребёнка, уже допущенные ошибки воспитания (не со зла, а в силу ограниченности и традиционности представлений о воспитании) и, конечно, столь типичная для последних лет бытовая и личностная неустроенность самих родителей.
Наиболее распространёнными видами нарушений детско-родительских отношений, по данным работ Г.И. Репринцевой являются:
- симбиотическая связь матери с ребёнком;
- эмоциональное дистанцирование во взаимоотношениях;
- делегирование "родительских полномочий" (бабушке, гувернантке и др.);
- несовпадение темповых и энергетических характеристик;
- несоответствие ребёнка "идеальному образу", имеющемуся у родителей.
Эти виды нарушений внутрисемейного общения нередко сочетаются друг с другом: в бытовом отношении наблюдается симбиотическая связь, в то время как эмоциональные контакты существенно ослаблены. При появлении дисфункциональных форм детского поведения родители ощущают свою некомпетентность и беспомощность и невольно способствуют закреплению у ребёнка негативных поведенческих стереотипов.
Факторы, вызывающие нарушения детско-родительских отношений:
1. В семье, где часто ребёнок является мишенью для вымещения своего негатива, родители проявляют часто жестокое отношение к нему.
2. Предвзятое отношение к ребёнку, когда его считают особенным, т.е., отличающимся от других детей: либо слишком активным, либо чересчур пассивным. Такое отношение ведёт к тому, что ребёнок становится «мишенью» для агрессии членов семьи.
3. Отношение к ребёнку может быть негативным, если он напоминает ненавистного родственника; является любимчиком одного из родителей; имеет недостаток, раздражающий родителя; имеет физические или умственные недостатки.
4. Критическая ситуация или стечение неприятных обстоятельств в семье: потеря работы, разлука с любимым человеком, смерть близкого, нежелательная беременность или другие события, имеющие принципиально важное значение для взрослого.
5. Недостаток элементарных знаний у родителей о детском развитии. Например, ожидание, что трёхмесячный ребёнок отреагирует на требование матери или наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим стулом. Родители не знают элементарного, например, что ребёнок в этом возрасте не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказывать ребёнка.
6. Передача модели семейного насилия от одного поколения другому. В таких семьях строгие наказания не считаются проявлением насилия по отношению к детям, а рассматриваются в качестве воспитательной меры или семейной традиции.
Таким образом, дети, которые подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют ряд отличительных черт: поведенческие трудности, тяжёлый характер, физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии. Дети-инвалиды, дети, отстающие в развитии, так же, как и дети с отклонениями в поведении, входят в группу высокого риска. Все это создаёт дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребёнком и пренебрежении по отношению к нему.
Список литературы:
1. Репринцева Г.И. Технологии социально-педагогической деятельности по гармонизации детско-родительских отношений в сельской семье: методическое пособие / Г.И. Репринцева, С.П. Понарина, Т.Т. Рыбакова. Москва: ИСПС РАО,2006. – 121 с.
2. Валеева Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений Учебное практическое пособие. Челябинск: Изд-во Челябинского гос гуманитарно-пед ун-т, 2016- 249 с.
3. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – Санкт-Петербург: Питер 2013. – 464 с.