Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Будут пальчики играть - речь активно развивать

Дата публикации: 2022-12-21 16:52:37
Статью разместил(а):
Петрова Елена Николаевна

Будут пальчики играть - речь активно развивать

Автор: Петрова Елена Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга"

 

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонное и другие движения лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока –ворона» и т.д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга – это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Ученые проводили электрофизиологические исследования, которые прямо доказали, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Таким образом, функция руки и речи развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и теми, у которых развитие происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Я предлагаю на рассмотрение некоторые пальчиковые игры, связанные с определенными лексическими темами, они подходят как для дошкольников, так и для младших школьников для использования их в качестве физминуток:

1. Времена года:  

a) Осень.    

Осень, осень к нам пришла и в подарок принесла

Листик клена, (загните большой палец с листочком клена)

Лист березы, (загните указательный палец с листочком березы)

Лист осины, (загните средний палец с листочком осины)

Лист дубка. (загните безымянный палец с листочком дуба)

Чудо-осень! Хороша!

За листком летит листок, набегает холодок,

Только елочка в лесу не оставила красу –

Не листики на елочке – зеленые иголочки! (загните мизинец)

б) Весна.

Весна пришла красная, пришла весна ясная. (вращайте кисти рук)

Птицы громко поют, людям спать не дают. (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв»)

Пчелы гудят, в поле летят. (помашите кистями рук)

С поля идут, медок несут (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу)

в) Лето.

Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко, (сделайте «солнышко» из пальчиков – соедините указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Твои детки плачут, по камушкам скачут. (указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой руки)

Дождик-дождик полно лить, (ребенок грозит указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить. (ребенок «стряхивает» воду с правой руки, затем – с левой)

г) Зима, зимняя одежда.

Очень холодно зимой, но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку, (загните мизинец левой руки указательным пальцем правой руки)

Я надену шапку, (загните безымянный палец)

Я надену шарфик (загните средний палец)

И еще платок, (загните указательный палец)

А потом красивые, теплые, пушистые, перчатки – рукавички (загните большой палец)

На руки натяну! (сжать кулачок)

2. Дикие животные.

Сегодня целый день все звери у дела,

Сестричка – лисичка (ребенок поднимает указательный палец с «лисичкой»)

Шубу подшивает, (имитирует «шитье иголкой»)

Сер медведь (поднимает средний палец с «медведем»)

Сапоги подбивает, (кулачком правой руки стучит по левой ладошке)

Зайчиха под елкой (поднимает безымянный палец)

Метет метелкой, (имитирует «подметание пола»)

Кошка лыки дерет, (поднимает мизинец с кошкой)

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком (указательный и средний пальцы «ходят» по столу)

Ходит кулик с посошком.

 

Список литературы:

1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М, 2006.

2. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика. – М, 2006.

3. Белова Т.В., Солнцева В.А. Готовимся к школе. – М, 2007.

4. Заикин М.С., Синицина Е.И. 250 развивающих упражнений для подготовки школе. – М, 2001.

5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006.

6. Нижегородцева Н.В., Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М, 2001.

7. Семенович А.В. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М, 1998.

8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М, 2002.

9. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М, 2003.

10. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М, 2003.

. . . . .