Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение технологии "клубный час" по формированию основ финансовой грамоты у дошкольников

Дата публикации: 2023-01-01 02:13:52
Статью разместил(а):
Легчакова Оксана Алексеевна

Применение технологии "клубный час" по формированию основ финансовой грамоты у дошкольников

Автор: Легчакова Оксана Алексеевна

МАДОУ "Центр развития ребенка – детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин Белгородской области

 

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Для успешной организации образовательной деятельности рассмотрим современную технологию экономического воспитания.

Технология «Клубный час», которая заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию или части здания, соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего, среди родителей и педагогов.

Итак, наш «Клубный час» называется «Игровое путешествие по детскому саду». Для этого в дошкольном образовательном учреждении выделяются 3 группы, музыкальный и физкультурные залы. Дошколятам раздаются памятки – карты игровых станций. В коридоре учреждения также стрелочки и изображения станций.

В ходе «Клубного часа» дети имеют возможность участвовать в любой деятельности, предложенных им на разных “станциях”, работающих одновременно. Педагог объясняет, какие виды деятельности ждут ребят на “станциях” (выбор "станций" по желанию ребенка).

На первой станции у нас располагаются «Виртуальные прогулки и экскурсии». Одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО. С помощью виртуальных экскурсий можно побывать в любой точке нашего земного шара и не один раз. Например, в монетном дворе и в банке. Во время виртуальных экскурсий необходимо использовать прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии.

Вторая станция располагается в физкультурном зале, где ребятам предоставляется возможность заработать собственные монетки, которые они в конце клубного часа могут обменять на игрушку, сладости, книгу или раскраску. Это станция спортивных соревнований.

«Вперед за покупками». Дети делятся на две команды. На столах (столы обозначены как рынок и супермаркет) лежат муляжи необходимые для покупки. Каждой команде выдаётся список (карточка с изображением) продуктов для борща и конверт с одинаковым количеством денег. Дети покупают продукты и подсчитывают сколько они потратили, а сколько у них осталось. Делают вывод, где продукты дешевле.

Игра-эстафета «Полезно - вредно».

Оборудование: 2 магнитной доски с изображением деревьев, разделенных на две половины «Полезно» (зеленый цвет) и «вредно» (красный); картинки на магнитах, корзины.

Педагог: ребята, мы с вами знаем, что еда бывает полезной и вредной, перед каждой командой стоит «продуктовая» корзина, вы поочередно берете изображение и прикрепляете на ту половину дерева, которую сочтете правильным. Побеждает та команда, которая и быстро и правильно расположит изображения еды и готовых блюд.

Игра «Директор и работники». Один из играющих по желанию становится директором. Остальные считаются работниками. Директор садится на определенное место, а работники отходят в сторону и договариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Договорившись, подходят и говорят: «Здравствуйте, директор!». «Здравствуйте!» — отвечает директор. «Нужны вам работники?» «Нужны». — отвечает директор. «Какие?»

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Директор должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Директор ловит их и кого поймает, тот становится директором, остальные же идут снова договариваться насчет работы. Но если директор не угадает изображаемую профессию, то называет ее второй, третий и т.д., пока не угадает. Ловить работников директор может, пока они не добежали до назначенного места. Игра интересна и тем, что нужно выбрать такую профессию, которую трудно было бы угадать, и заставить директора подольше исполнять свою роль.

Третья станция располагается в одной из групповых комнат. Станция «Разгаданных и неразгаданных тайн». И ребят здесь встречает педагог, который одет в костюм Кроша (смешарики), где ребятам предлагают собрать пазлы «Банк», «Денежные купюры», «Банкомат», «Инкассаторская машина». А также, поупражняться в отгадывании загадок «Экономика в сказках».

В какой сказке умелец строитель спас жизнь себе и братьям? («Три поросенка»). В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? («Кот в сапогах»). В какой сказке сдобное изделие «купился» на лесть? («Колобок»).

Загадки: «Это – средство обращения, это – средство накопления. Средство стоимости также, также средство платежа» (Деньги).
«В наши дни не встретишь эту. Очень малую монету. В сказках ты её найдёшь, денежка зовётся» (грош). «Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет (деньги). «На товаре быть должна, обязательна» (цена). «Одно брюхо, четыре уха» (кошелек). «Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно» (весы). «И врачу, и акробату выдают за труд» (зарплату). «Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы, Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине» (копилка).

На этой станции ребята также раскрашивают раскраски и отгадывают ребусы.

Четвертая станция «Мульти-пульти» мультфильмы познавательного содержания. Дошкольный возраст – это период, в котором преобладает наглядно-образное мышление. Воспитатель, сопровождая рассказ демонстрацией динамических процессов, способствует более прочному усвоению знаний воспитанниками, мотивируя их на поиск новой информации. Можно использовать цикл фильмов «Азбука финансовой грамотности» со Смешариками или «Рассказы тётушки Совы».

Пятая станция «Играем – роли исполняем». В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведении в общественных местах, таких как, магазин, салон красоты, больница, закрепляют понятие очередь и уважительное отношение к стоящим в этой очереди людям: детям, пенсионерам, через игру ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что услуги платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд (бюджет семьи), который в последствии могут «тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги.

Данная технология способствует освоению финансовой грамотности детьми на первом уровне образования.

 

Литература:

1. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 176 с.

2. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.

3. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.

4. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с.

 

. . . . .