Педагогическая система раннего обучения детей
Педагогическая система раннего обучения детей
Автор: Курбанова Марина Сергеевна
В настоящее время специалисты придерживаются мнения, что наследственность даже меньше влияет на умственные способности, чем обучающая среда. Стремительно стимулировать указанные выше процессы у ребенка целесообразно в возрасте до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей, и к трем годам мозговая структура уже формируется на 90 %.
Если ребенок в раннем возрасте не слышит человеческой речи, он практически не способен ее освоить в дальнейшем, например, случаи детей, выросших в среде диких животных в джунглях. У мальчика Маугли, созданного фантазией Киплинга реальный прототип – агрессивный дебил, передвигающийся на четвереньках.
Педагогические системы раннего обучения появились в практической педагогике в конце прошлого века (М. Монтессори, Ф. Фребеля, и др). Интенсивные исследования раннего детства с начала 50-х годов, нашедшие отражения в работах Г. Домана, К. Орфа, Б. Эльконина, Р. Фьюэлл, П. Вэдэзи, и др, привели к убеждённости необходимости раннего обучения. Однако, такого рода знания не вошли в широкую педагогическую практику. В реальной же действительности подавляющее большинство родителей до поступления ребенка в детский сад не уделяют внимание интеллектуальному развитию, а сосредотачиваются на уходе за ребенком и удовлетворении его физиологических потребностей.
Идеи обучения детей раннего возраста сформировались благодаря результатам, полученным в ходе реабилитации детей с задержкой в развитии, которые в дальнейшем воплотились в первые программы для здоровья детей. Целью такого рода программ обучения не является обмануть природу и достигнуть каких-либо фантастических навыков у ребенка в раннем возрасте, хотя и это возможно. Более важной задачей раннего обучения является развитие основных психических функций – внимание, память, воображение, логическое мышление – формирование основы способностей к творческой переработке информации и к творчеству в целом. В смысле развивающих занятий с малышом надо рассматривать как процесс формирования интеллектуальной базы умственных способностей взрослого возраста.
Наряду с интеллектуальными навыками в период до 3 лет у ребенка интенсивно формируются основные личностные характеристики: дисциплинированность, искренность, прилежность, коммуникабельность, осторожность, трусость или смелость, аккуратность, чистоплотность, и др. Если в более позднем возрасте обнаруживается недостаточный уровень этих качеств, то перевоспитать будет иметь мало шансов на успех и вне сомнения не пойдет на пользу психике ребенка. Сейчас многие дети, поступая в школу, уже умеют читать и считать. Но, в большинстве случаев, эти навыки еще не гарантируют высокого уровня сформированности интеллектуальных функций. Ребенок может быть не очень внимательным, иметь недостаточно развитую координацию пальцев рук, необходимую для овладения письмом; возможны даже более серьезные проблемы, которые обнаружат себя только в школе – например, дисграфия.
Человечество давно задумывается о природе одаренности, считая ее случайным, непредсказуемым явлением. Само слово «одаренность» в буквальном смысле означает – подаренные способности. С достаточной степенью уверенности уже сейчас можно утверждать, что одаренность есть не что иное как выдающиеся интеллектуальные способности, база которых закладывается в раннем детском возрасте под воздействием внешних обучающих факторов. Само же понятие одаренность в обыденном понимание с позиций формальной логики можно отнести к так называемым пустым понятиям. Поэтому метод раннего обучения можно рассматривать как один из путей познания природы одаренности и не только прогнозировать, но, возможно, и планировать ее.