Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Произведения устного народного творчества в формировании познавательной активности у дошкольников

Дата публикации: 2023-01-14 21:15:11
Статью разместил(а):
Золотарева Татьяна Николаевна

Произведения устного народного творчества в формировании познавательной активности у дошкольников

Автор: Золотарева Татьяна Николаевна

ГБДОУ "Детский сад № 28 Пушкинского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: Данная публикация статьи в педагогическом журнале поможет педагогам  в воспитании  детей дошкольного возраста. Устное народное творчество создает условия для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность охватывающую эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную сферу. Формы и методы работы с произведениями устного народного творчества способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, творческих компетенций дошкольника, его успешной адаптации и социализации в детском саду, далее в человеческом обществе.

 

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

Содержание образования и воспитания дошкольников невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии. Еще за долго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами УНТ у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуре.

Что же относится к детскому фольклору:

Пестушки – песенки, которые сопровождают уход за ребенком;

Потешки – небольшие стишки для  игры взрослого с ребенком;

Заклички – обращения к явлениям природы (солнце, ветер, дождь, радуга, деревья);

Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки – коротенькие стишки, для справедливого распределения ролей в играх;

Скороговорки и чистоговорки – обучающие детей правильной и чистой речи;

Дразнилки – веселые, шутливые стишки;

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;

Дакучные сказочки – у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Народные игры, в основе, которых часто бывают простейшие попевочки, дают возможность процесс воспитания детей сделать интересным, радостным. Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость от общения со сверстниками, игры способствуют укреплению здоровья и лучшему «духовному» развитию.

Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными, важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства. Играя, ребенок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Вот тут нам на помощь и приходит детский фольклор, каждую потешку, прибаутку и т.д. можно обыграть. Таким образом, произведения УНТ не только разнообразны по жанрам и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и разнообразные трудовые процессы), и по задачам. Ребенок учится свой показ сопровождать выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему  выразить эмоции, адекватные содержанию текста.

Устное Народное Творчество стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчески обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в  театральной деятельности. Инсценировки бывают разных видов. Дети передают содержание потешки, прибаутки с помощью пластических движений тела, выразительных мимики, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка – это живая картина.

Игры с народным словом нужны и музыкальному руководителю так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, влияет на развитие певческой интонации. Детский фольклор может использоваться в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках.

Народ создал песенки, потешки, прибаутки на все случаи жизни, на все случаи педагогического воздействия на ребенка.. Надо уложить спать – вот колыбельная: «Баю – баюшки – баю, не ложися на краю …», надо голову причесать – вот тебе «Расти коса до пояса …», одеваться – «Этот с правой ножки, этот с левой ...», надо огород прополоть потешка в помощь: «Иван, Иван вырывай бурьян, чтоб росла морковка, большая, как мутовка, … чтоб вырос огурец, длинноусый молодец».

В детском саду физкультминутки и пальчиковые игры включаются в структуру многих занятий. Их используют для того, чтобы дать детям отдохнуть, эмоционально расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой. С помощью потешек и других стихотворных текстов, которые сопровождают движения детей, педагог развивает их речь: формирует слоговую структуру слова, автоматизирует произносимые звуки, обогащает и активизирует словарь, совершенствует связную речь, память, фонематический слух, общую и мелкую моторику. Физминутки и пальчиковые игры, как правило имеют характер дидактической игры. Например, в потешке «Вечерком у забора» отрабатываются согласные,  закрепляется способ образования слов с помощью суффикса – иц. В потешке «Я держу корзину» дети знакомятся с правильной формой глагола кладу и т.д.

Надо подчеркнуть, что этот материал используется только как средство повышения активности детей при усвоении знаний, полученных традиционными способами.

Для поддержания интереса к обучению можно включать в занятия и художественно – познавательный материал с математическим содержанием, он помогает создать на занятии атмосферу непринужденности, создать положительный эмоциональный настрой. Материал должен быть доступным, увлекательным, иметь художественность и развивающее развитие. Это загадки, считалки, стихи, задачки в стихотворной форме:

На пасеке два медвежонка

Играли в прятки у бочонка

Один в бочонок еле влез,

А сколько убежало в лес?

Детский фольклор можно использовать при формировании у детей количественных представлений, представлений о пространстве, времени и на формирование представлений о величине:

Положили через речку,

То – то узкую дощечку.

Кот пройдет – повалится,

Кошка в воду свалится.

Петушок споткнется,

Утка скувырнется …

Только мышка перешла,

И мышат перевела.  (Н.Колпакова)

Количественный счет: Сколько покупателей у белки купили орешки?

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Формирование пространственных представлений:

На горушке три забора

Три избушки, три Егора.

Справа – дедушка Егор,

Слева – дядюшка Егор.

А у среднего забора,

Не Егор, а пол – Егора,

Потому что он пока от горшка два вершка.

Количественный счет:

Ездил медведь по базарам,

Вернулся домой с товаром;

Михайловне – дочке – привез чулочки

Михайловне – тетке – гребни да щетки

Михайловне – милой сестрице – привез рукавицы

Михайловне – милой жене – привез сарафан к весне,

А Мишке – внучонку – привез собачонку,

Носик торчком, хвостик крючком,

Ма – а – а- ленькая!

Сколько подарков привез медведь?

Сколько медведей в медвежьей семье?

Сколько медвежьей семьи получили подарки?

При чтении потешки, дети выкладывают кружки, обозначающие того, кому привез медведь подарки, а рядом кладут квадратики – обозначающие – подарки. Задача – вызвать интерес детей к выполнению заданий. Такие потешки дети воспринимают как головоломки.

Шла с базара кошка.

Несла подарки в лукошке:

Свинке – шубку,

Уточке – юбку,

Курице – тапки,

Собачке шапку (шарф и шапку)

Козочке – чулочки,

Корове – носочки,

Ванечке – сапожки, бегать по дорожке.

Сколько детей в семье?

Какая у нас семья большая да веселая:

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят

Два Степана у сметаны объедаются,

Две Дашки у кашки питаются,

Две Ульянки в люльке качаются,

Одна Маша не наша, да и та хороша!

Ориентировка во времени:

Шла корова в полвторого,

Жеребенка встретила

В половине третьего,

А котенка пестрого

Пять минут четвертого(ровно в полчетвертого)

А теленка – несмышленка,

Озорного, дорогого!

А теленочка корова повстречала

В полвосьмого!

Уложила спать его только в полдесятого. (Э.Мошковская)

Материал можно использовать при любом удобном случае: на занятиях, в играх(подвижных, дидактических, драматизации) с целью воспитания активности, увеличения работоспособности, развития эстетических и этических чувств, систематизации и обобщения знаний, развития познавательных интересов и творческих способностей. Использовать материал в индивидуальной работе с теми детьми, кто отстает в развитии или опережает основную группу.

Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет народная музыка.

Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простата формы – характерные черты русского песенного народного творчества. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, на досугах, в играх, народных праздниках проводимых с детьми.

Народная песня, как одно из ярких произведений музыкального фольклора обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие, создает хорошее настроение, вызывает интерес. Формирование песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, некоторых нравственных качеств – доброжелательности, внимания друг к другу, а также, в целом музыкальности.

Знакомство с народным искусством включает обучение детей игре на народных музыкальных инструментах) балалайке, бубне, свистульках, ложках) в детских оркестрах, эта неотъемлемая часть детских праздников и досугов. И игра на музыкальных инструментах особенно нравится детям.

Устное Народное Творчество охватывает все области образовательного процесса. Народное искусство  имеет большое значение в формировании изобразительного творчества детей. Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально – положительный отклик. Дети не только радуются и любуются видя яркую, красочную народную игрушку, они могут воспроизвести их в своем творчестве: слепить, разукрасить. Знакомство с народно – декоративным искусством расширяет кругозор детей, развивает интерес к рисованию, лепке, аппликации. Закрепляются приобретенные ранее умения и навыки в этих видах деятельности

Народное искусство является мощным источником интеллектуального и личностного развития детей.

 

. . . . .