Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в условиях билингвизма
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в условиях билингвизма
Авторы: Шарафеева Илюза Шамилевна
и Осипова Венира Таифовна
МБДОУ «Детский сад №12 «Алтынчэч» Бавлинского муниципального района РТ
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания.
Работая в данном детском саду, всегда особое внимание уделяем сохранению здоровья детей. Работаем во второй младшей группе, ведём группу с первой младшей группы. В группе 17 детей. 10 из них татарской национальности. И наша задача сохранить в этих семьях родной язык.
Детский сад работает по тематическому планированию. И тема прошлой недели «Неделя здоровья» - «Сэламэтлек атнасы». Работая по этой теме, мы используем такие формы, как работа с родителями, мы реализовали проект «Я здоров» - «Мин сэламэт».
Мы предложили родителям нарисовать рисунки, сделать коллаж или сделать фотографии о здоровом образе жизни и принести в группу. С помощью магнитика прицепить работу на доску в раздевалке (принесли очень много интересных работ). Мы с детьми рассматривали работы, рассказывали, что интересного увидели и самое главное, мы повторяли все это на татарском языке. Говорили, что полезно, о витаминах, о пользе воды, солнца и воздуха. Дети с интересом принимали участие в беседах. Во время режимных моментов, занятий, одеваний и раздеваний на прогулку мы говорили на татарском языке. Родителям и детям наш проект понравился.
Работу будем вести всегда, во всех возрастных группах.
Здоровьесберегающие технологии – это разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с младшего возраста.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Для достижения этих целей в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием для:
- ходьбы по коврику из пуговиц, крышек, при которой происходит массаж стопы ног.
- развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики, вертушки и цветок с подвижными лепестками.
- массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого мы используем различные массажеры - колпачки от ручек, шарики.
- массажа ступней ног и развития координации движений используется следующее оборудование: деревянные счеты и поддоны с мелкими пластмассовыми шариками (для прокатывания ступнями ног).
Ежедневно в своей работе мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Обыгрывание сюжетных сказок;
- Подвижные игры;
- Оздоровительный бег;
- Гимнастика с предметами и без них;
- Гимнастика пробуждения;
- Ходьба по следам, по пуговичкам, по массажному коврику;
- Гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в нашей группе, ее продолжительность составляет 10 мин.
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия 15 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения: традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тематические, оздоровительные, занятия с использованием игровых комплексов, занятия-соревнования.
Также в повседневной деятельности нашей группы мы используем:
· динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, куда мы включаем пальчиковые игры, элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и другие игры в зависимости от вида занятия.
· Подвижные и спортивные игры (им уделяется много времени ежедневно). Игры проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке и в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.
· Гимнастика пальчиковая проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Её можно провести как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью
· Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий.
Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом.
· Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводим совместно с музыкальным руководителем.
· Обучение детей гигиеническим навыкам в процессе сюжетно-ролевых игр (игры «Айболит», «Больница»).
Ежедневно после дневного сна проводится гимнастика пробуждения. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым поверхностям. Продолжительность такой гимнастики 5-10 минут.
Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями:
- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий.
- родительское собрание;
- папки-передвижки;
-анкетирование;
- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей;
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Малыши быстрее адаптируются к новой среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.