Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в условиях билингвизма

Дата публикации: 2023-01-17 17:27:24
Статью разместил(а):
Шарафеева Илюза Шамилевна

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в условиях билингвизма

Авторы: Шарафеева Илюза Шамилевна

и Осипова Венира Таифовна

МБДОУ «Детский сад №12 «Алтынчэч» Бавлинского муниципального района РТ

 

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания.

Работая в данном детском саду, всегда особое внимание уделяем сохранению здоровья детей. Работаем во второй младшей группе, ведём группу с первой младшей группы. В группе 17 детей. 10 из них татарской национальности. И наша задача сохранить в этих семьях родной язык.

Детский сад работает по тематическому планированию. И тема прошлой недели «Неделя здоровья» - «Сэламэтлек атнасы». Работая по этой теме, мы используем такие формы, как работа с родителями, мы реализовали проект «Я здоров» - «Мин сэламэт».

Мы предложили родителям нарисовать рисунки, сделать коллаж или сделать фотографии о здоровом образе жизни и принести в группу. С помощью магнитика прицепить работу на доску в раздевалке (принесли очень много интересных работ). Мы с детьми рассматривали работы, рассказывали, что интересного увидели и самое главное, мы повторяли все это на татарском языке. Говорили, что полезно, о витаминах, о пользе воды, солнца и воздуха. Дети с интересом принимали участие в беседах. Во время режимных моментов, занятий, одеваний и раздеваний на прогулку мы говорили на татарском языке. Родителям и детям наш проект понравился.

Работу будем вести всегда, во всех возрастных группах.

Здоровьесберегающие технологии – это разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 

Главной нашей задачей является вырабатывание у детей разумного отношения к своему организму, привитию необходимых санитарно-гигиенических навыков, обучение вести здоровый образ жизни с  младшего возраста. 

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. 

Для достижения этих целей в нашей группе оборудован «Уголок здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием для:

- ходьбы по коврику из  пуговиц, крышек, при которой происходит массаж стопы ног.
- развития дыхания и увеличения объема легких  используются султанчики, вертушки и цветок с подвижными лепестками.
- массажа ладоней рук, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого  мы  используем различные массажеры - колпачки от ручек, шарики.
- массажа ступней ног и развития координации движений используется следующее оборудование: деревянные счеты и поддоны с мелкими пластмассовыми шариками (для прокатывания ступнями ног).

Ежедневно в своей работе мы используем следующие здоровьесберегающие технологии: 

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:

- Обыгрывание сюжетных сказок;

- Подвижные игры;

- Оздоровительный бег;

- Гимнастика с предметами и без них;

- Гимнастика пробуждения;

- Ходьба по следам, по пуговичкам, по массажному коврику;

- Гимнастика по интересам  и игры по желанию детей.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно  в нашей группе, ее продолжительность составляет 10 мин.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в группе, на воздух. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия 15 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения: традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тематические,    оздоровительные, занятия с использованием игровых комплексов, занятия-соревнования.

Также в повседневной деятельности нашей группы мы используем: 

· динамические паузы  во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, куда мы включаем  пальчиковые игры, элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и другие игры в зависимости от вида занятия. 

· Подвижные и спортивные игры  (им уделяется много времени ежедневно). Игры проводятся  как  часть физкультурного занятия, на прогулке и в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. Дети с удовольствием включаются в данный вид деятельности.

· Гимнастика пальчиковая проводится ежедневно в любой удобный отрезок времени. Её можно провести как индивидуально, так и с подгруппой детей. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, пространственное мышление, стимулирует речь, внимание, кровообращение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно тем, у кого есть проблемы с речью

· Гимнастика для глаз  ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий. 

Гимнастика дыхательная в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физ. минутках во время занятий и после сна, во время гимнастики. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях, что обеспечивает нормальную работу организма в целом. 

· Технологии музыкального воздействия. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.  Проводим совместно с музыкальным руководителем.

· Обучение детей гигиеническим навыкам в процессе сюжетно-ролевых игр (игры «Айболит», «Больница»).

Ежедневно после дневного сна проводится  гимнастика пробуждения. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым поверхностям. Продолжительность такой гимнастики 5-10 минут.

Использование здоровьесберегающих технологий предполагает и работу с родителями: 

- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользы дополнительных прогулок и занятий. 

- родительское собрание; 

- папки-передвижки; 

-анкетирование; 

- совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; 

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Малыши быстрее  адаптируются к новой среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к  простудным заболеваниям и двигательная активность. 

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.  

 

. . . . .