Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация общения в течение дня. Способы разрешения конфликтов

Дата публикации: 2023-01-24 14:11:03
Статью разместил(а):
Феоктистова Елена Викторовна

Организация общения в течение дня. Способы разрешения конфликтов

Автор: Феоктистова Елена Викторовна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9», г. Сергиев Посад, Московская область

В раннем возрасте у ребёнка зарождается и интенсивно раз­вивается общение со сверстниками. Взаимодействие детей раннего возраста друг с другом сущест­венно отличается от общения более старших детей и от общения ребёнка со взрослыми. Контакты детей раннего возраста строят­ся преимущественно на подражании действиям друг друга, что сопровождается бурными эмоциональными проявлениями — вскриками, визгом, смехом, весёлыми гримасами. Такое взаимо­действие получило название «эмоционально-практическое об­щение». В нём ребёнок испытывает ощущение своего сходства с другим, равным ему, человеком, получает условия для самовы­ражения, познания самого себя. 

Ребёнок второго года жизни воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: он рассматривает его, ощупывает его одежду, трогает его волосы, лицо, руки. Посте­пенно ребёнок начинает открывать в сверстнике субъектные ка­чества. Это открытие знаменуется появлением совместных «эмо­циональных игр». 

На этом этапе у детей пока ещё отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной, общей, игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый продолжает играть сам по себе, зачастую игрушка провоцирует конфликт между ними. В раннем возрасте игра с предметом гораздо важнее для малыша, чем контакты с ровесниками, игрушка заслоняет для него человека, его личные качества. 

Постепенно контакты между детьми становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию, возрастает их инициативность, сосредоточенность друг на дру­ге. К концу раннего возраста дети уже способны развернуть сов­местную со сверстниками игру с предметами и сюжетными иг­рушками. Эти игры являются важной предпосылкой к переходу ребёнка на следующий этап развития, когда ведущей деятельнос­тью становится совместная сюжетно-ролевая игра. 

В сфере развития общения в раннем возрасте перед педагога­ми стоят следующие задачи: 

- создание условий для возникновения и поддержания у де­тей интереса к сверстникам;

- стимулирование эмоциональных контактов между детьми;

- организация разных форм взаимодействия между детьми.

Чтобы побудить детей к общению со сверстниками, следует ис­пользовать самые разные ситуации: режимные моменты, свобод­ную игру, групповые занятия, специально организованные игры. 

Хорошее настроение, благожелательность к другим нужно поддерживать у ребёнка ежедневно, с первых же минут его пре­бывания в группе. Воспитатель предлагает малышам поздоро­ваться друг с другом, назвать всех ребят по имени. Он обращает внимание на то, как аккуратно и красиво они одеты. Если в групповой комнате уже на­ходятся дети, воспитатель предлагаем им поздороваться с только что пришедшим малышом. Можно рекомендовать также ввести ритуал прощания детей перед уходом домой. Взрослый предлагает ребёнку, за которым пришли родители, сказать всем «до свиданья», помахать всем ручкой. Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, чтобы у них возникло ощущение об­щности, воспитателю необходимо обращать внимание каждою ребёнка на то, что другой малыш такой же, как он: у него тоже есть глазки, ручки, он умеет так же говорить, бегать, играть.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малы­шей уважительное отношение к другим детям, независимо от их национальности, языка, личностного и поведенческого своеоб­разия, внешнего облика, возможных физических недостатков. Уважительному отношению к представителям других народов способствует чтение национальных сказок, рассматривание ил­люстраций к ним, ознакомление с игрушками, куклами разных народов — представителями разных культур. Если в группе есть дети разных национальностей, необходимо следить за тем, чтобы никто никого не дразнил, чтобы все терпимо относились друг к другу. Следует также воспитывать тактичное отношение к де­тям с недостатками развития, поощрять проявление сочувствия к ним, стремление помочь. 

Одним из важных компонентов человеческого общения явля­ется зрительный контакт. Ребёнок, не умеющий и не желающий общаться, очень редко смотрит в лицо, в глаза другому чело­веку. Как правило, внимание ребёнка раннего возраста больше сосредоточено на том, как играют сверстники, поэтому он не запоминает ребят, которые посещают группу, не проявляет изби­рательных привязанностей к кому-либо из них. Воспитатель мо­жет пригласить двух-трёх детей присесть рядом с собой. Разго­варивая с одним из них, он привлекает к нему внимание других, предлагает посмотреть на его лицо, заглянуть в глаза, назвать его по имени. Воспитатель побуждает к общению, но заставить ма­лышей общаться друг с другом он не может. 

Хорошим приёмом, сближающим детей, является совмест­ный просмотр детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков. Взрослый собирает вокруг себя несколько детей и хвалит каждого ребёнка, побуждает других одобрить его. Созданию доброжелательных отношений между детьми способствуют также совместное рассматривание де­тских фотографий, беседы о родителях, совместные праздни­ки. Чтобы заложить в детском коллективе добрые отношения, следует привлекать внимание ребёнка к эмоциональному состоянию другого человека. Вос­питатель побуждает детей к совместным играм, проявлению сочув­ствия, жалости. При этом важно избегать принуждения, нельзя заставлять детей делать что-то против воли, отрывать их от занятий. 

Сближению детей может послужить организованное воспита­телем совместное наблюдение за событиями, явлениями, естест­венно возникающими в течение дня. Это и наблюдение за кошкой, сидящей на дорожке де­тского сада, за птичкой, вьющей гнездо на дереве, за машиной, едущей по дороге. Воспитатель предлагает детям вместе понаб­людать, как идёт дождик, а затем задаёт вопросы и сам отвечает на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, воспита­тель побуждает их рассказать сверстникам об увиденном. 

Первый опыт контактов часто осложняется тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояние другого человека, бо­рются за внимание взрослого, воспринимают сверстника как не­одушевлённый объект, как помеху на пути осуществления собст­венных желаний. Когда дети ссорятся из-за игрушек, взрослые обычно прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: руга­ют, требуют вернуть игрушку владельцу или насовсем забирают её, растаскивают или наказывают малышей, если дело дошло до драки. Такие меры, хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликта. Дети могут надолго за­таить обиду, перейти к агрессивным действиям или вообще от­казаться от общения со взрослым, сверстниками. В результате малыши приобретают негативный опыт разрешения конфликт­ных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается на­пряжённая эмоциональная атмосфера. 

Воздействие взрослого только тогда может быть по-настояще­му эффективным, когда оно направлено на обучение детей пози­тивным способам разрешения конфликтов. Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, демонстрируя позитивные формы вза­имодействия, переключая внимание детей на другие виды де­ятельности, предметы.

 Воспитатель может:

- отвлечь внимание ребёнка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку, которой играет другой малыш;

- организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

- помочь детям установить очерёдность в игре с этой игруш­кой.

При этом очень важно не допустить, чтобы старший и более сильный ребёнок обижал слабого. Выбирая тот или иной вариант урегулирования конфликта, следует учитывать воз­растные и индивидуальные особенности детей (их умение играть, внятно говорить, принимать правила очерёдности), а также степень эмоциональной напряжённости конфликта. Если ситуация достаточно спокойная, целесообразно пред­ложить детям совместную игру или установить очерёдность. При этом необходимо объяснять им, что нельзя обижать друг друга, что нужно договариваться. Взрослый должен помочь малышам сформулировать свои желания и в конечном ито­ге договориться.

Но поскольку малыш не усвоил правило, что можно брать игрушку со стола, с полочки, но нельзя ту, которой играет другой, его учат соблюдать правило: «нельзя отнимать» - и одновременно создают условия для игры «рядом», чтобы ребенок мог спокойно заниматься своим делом среди детей. Если же дошло до драки, дети вряд ли ус­лышат увещевания взрослого. Его действия в такой ситуации должны быть решительными. Он может встать между де­тьми, протянуть между ними руку, спокойно и твёрдо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удаёт­ся, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст её, пока дети не успо­коятся. 

Исходя из принципов личностно ориентированного общения, педагог должен придерживаться следующих правил при разреше­нии детских конфликтов: 

- избегать директивных высказываний, требующих от ребён­ка действий по прямому указанию (например, «отдай куклу», «не обижай Катю», «играйте вместе»);

- не унижать ребёнка («ты жадина», «ты злой»);

- использовать тактичные приёмы поддержки слабого, най­ти адекватные меры воздействия на агрессивно настроенного ребёнка (взрослый может присесть рядом с ним, выступить пос­редником в диалоге двух сторон);

- использовать опосредованные приёмы, чтобы побудить ребёнка поделиться своими переживаниями (например: «Ты хо­чешь сказать, что ...»);

тактично интерпретировать чувства ребёнка, помочь ему лучше понять состояние другого, договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть?»);

- использовать запреты лишь тогда, когда исчерпаны все другие способы разрешения конфликта;

- формулировать запрет таким образом, чтобы дать детям возможность договориться самим (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).

 

Литература:

1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги».

2. Лямина Г.М. Воспитание детей раннего возраста.

  

. . . . .