Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Обучение математике детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-01-25 21:51:47
Статью разместил(а):
Кочиева Иза Тамазовна

Обучение математике детей дошкольного возраста

Автор: Кочиева Иза Тамазовна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы обучения детей математике в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: педагогические технологии, математика, детский сад, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательные игры, логические игры.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Обучение математике детей дошкольного возраста» Кочиевой Изы Тамазовны, МБДОУ № 99, г. Владикавказ 

Как следует из аннотации, в статье раскрыты методы обучения детей математике в дошкольном возрасте, целью которых является пробуждение интереса к познанию, выработка навыков усвоения знаний, возрастание потребности к систематической умственной деятельности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Содержание статьи соответствует требованиям, предъявляемым к деятельности дошкольников. Продуктом деятельности педагога являются методы и приемы формирования навыков элементарных математических представлений, такие как: метод анализа, сравнения, синтеза и обобщения.

Материал определяет содержание и организацию развивающих занятий для детей дошкольного возраста, их благотворное влияние на эмоционально – волевую сферу и личность детей и позволяет учитывать особые образовательные потребности детей. Подобная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Итак, представленные на рецензирование материалы Кочиевой И.Т., выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание статьи органично отражает современную образовательную парадигму. Рецензентом рекомендуется к использованию рецензируемый материал при работе с детьми дошкольного возраста.

Желательно литературу оформить в соответствии с действующими требованиями ГОСТов (ГОСТ 7.1–2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ Р 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка»).

Несмотря на указанные рекомендации, считаем, что представленный материал способствует достижению указанной в нём цели, а также повышению уровня математической подготовки учащихся.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, старший методист БУ «Няганский технологический колледж» Ольга Львовна Гиршевич

 

Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности. Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Задачи обучения математике:

1. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.

2. Воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Знакомство детей с элементами математических представлений осуществляется на основе теории множеств. При работе с детьми младшего дошкольного возраста используются множества предметов, характеризующиеся одним общим признаком, объединяющим эти предметы. Таким образом, мы формируем у детей умение выделять качественные признаки различных предметов (форма, цвет, текстура). В начале учебного года детям даются простые задания по составлению множеств предметов, имеющих только один объединяющий их признак, например, собрать все шарики из группы предметов, обладающих различными геометрическими формами. Далее задания усложняются, детям предлагается составить группу предметов, характеризующуюся двумя общими признаками, например, собрать группу, состоящую из красных шаров.

Позже детей учат составлять группы из определенного количества предметов, объеденных общим признаком или несколькими признаками, а также находить в двух группах признак, объединяющий или различающий эти две группы. Основное внимание в данный возрастной период уделяется занятиям по сравнению качественных признаков предметов: форме, цвету, длине, ширине высоте.

При формировании элементарных математических представлений педагог использует различные приемы. К этим приемам относятся наглядный, словесный и практический приемы, которые педагог объединяет в своей работе. Основным приемом является показ или демонстрация способа действия. Данный прием является основным способ обучения и носит наглядно-действенно-практический характер. Этот прием используется при помощи различного дидактического материала, который позволяет сформировать у детей различные умения и навыки. При использовании данного приема необходимо соответствовать некоторым требованиям предъявления материала: все действия педагога должны сопровождаться словесным описанием его действий, пояснения должны носить четкий и краткий характер.

Второй прием — инструкция, объясняющая детям, как им самостоятельно выполнить данное педагогом задание. Этот прием тесно связан с предыдущим метом работы и вытекает из него. Инструкция имеет цель помочь детям самостоятельно и успешно достичь необходимого результата. К словесным приемам относятся указание, разъяснение и пояснение. Одним из главных приемов формирования элементарных математических представлений является прием задавания вопросов. Давая ответы на вопросы воспитателя, дети намного лучше усваивают новый материал и осмысливают новую для себя информацию. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку усвоить новый материал, активизировать его мышление, выделять изучаемы признаки предмета, проводить анализ и сравнение предметов.

При формирование элементарных математических представлений у детей и используются и специальные приемы действий, необходимые для формирования у детей представлений о математических отношениях. К этим приемам относятся наложение и приложение предметов, обследование формы предмета, взвешивание предмета на руке. Метод наложения и приложения предметов используется для выявления качественных характеристик, объединяющих предмет или группы предметов или для нахождения различий между ними. Обследование формы предмета позволяет определить геометрическую форму предмета, а взвешивание на руке разделить предметы по группам, в зависимости от их веса.

Еще одним приемом при формировании навыков элементарных математических представлений является метод анализа, сравнения, синтеза и обобщения. Можно сравнивать предметы по их качественным характеристикам — цвету, форме, величине, а также по их количественному содержанию и пространственному нахождению. Приемы анализа и синтеза и используются одновременно и необходимы для развития представления у детей понятий «много» и «один» и схожих представлений.

Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике нужно использовать занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.

К математическим развлечениям относится: головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Логические игры математического содержания воспитывают у ребенка познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Занимательные математические задачи способствуют у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Необходимо широко использовать игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Особое место развивающей среде групп детского сада отводиться центру занимательной математики — это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами и определённым образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, секретер, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбирать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организуя центр занимательной математики, надо исходить из принципов доступности игр детям в данный момент, помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Основное их назначение - упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения, как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок, использования наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети переходят к полностью самостоятельному быстрому решению задач.

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативе детей.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи, игры, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у детей умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые решения.

В ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск недостающей фигуры и задач на нахождение признаков отличия основным в методике обучения является направление педагогом анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения путем зрительного и мыслительного сопоставления. Процесс анализа и решения задачи тесно переплетается с доказательством решения.

 

Список литературы:

1. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

2. Гайдажийская Л.П. Основы обучения детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 7.

3. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.

4. Черникова Е.Ф. Учим ребенка считать. Пособие для родителей. М.: «ДОМ XXI век», 2007г.

 

. . . . .