Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.03.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ 5
         
         
kn publ E   kn publ 3   kn publ 4
         

Формы общения педагога с родителями в ДОУ

Дата публикации: 2023-01-31 19:02:20
Статью разместил(а):
Феоктистова Елена Викторовна

Формы общения педагога с родителями в ДОУ

Автор: Феоктистова Елена Викторовна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9», г. Сергиев Посад

 

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности. 

Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагоги дошкольного учреждения.

Формы работы дошкольного учреждения с семьей.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Индивидуальные формы работы.

Для того чтобы лучше узнать каждую семью, уклад ее жизни, систему воспитания ребенка, чтобы установить необходимые взаимопонимание и доверие, я использую разнообразные формы индивидуальной работы с родителями: беседы, консультации, индивидуальные памятки и папки передвижки. 

Утренние встречи – беседы носят кратковременный характер, но имеют немалое значение для выяснения самочувствия ребенка. А также для создания у близких ребенка хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю.  

Вечерние беседы с родителями также ограничены во времени. Я информирую родителей о том, как прошел у ребенка день в детском саду, чем занимался, как проявил себя, на что следует обратить внимание.  

Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость. Их проводит воспитатель, врач, заведующий учреждением, логопед, юрист. Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю, и родителям.

Коллективные формы работы с семьей.

К коллективным формам работы с семьей относятся собрания не только групповые (проводятся 4 раза в год), но и общие, групповые консультации, конференции, вечера для родителей.  

На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.  

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении. 

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, и педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить.  

Существуют и «заочные» консультации. Как показал опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Наглядно-информационная форма работы с родителями.

Она знакомит родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. 

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и прочее.

На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять воспитатель, используя все полученные знания на практике пробных занятий и, а главное - с родителями детей.

Нетрадиционные формы работы с родителями.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети. 

Заключение.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и прочее.

На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов дошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное и эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять воспитатель, используя все полученные знания на практике пробных занятий и, а главное - с родителями детей.

 

Список литературы:

1. Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. - М.: "Белгор. гос. ун-т", 2009.

2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду. - М.: "Сфера", 2010.

3. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ "Сфера", 2010.

4. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.

5. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В.Меренков. - М.: "Дома учителя", 2009.

 

. . . . .