Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Алгоритмика для дошкольников

Дата публикации: 2023-02-09 13:38:56
Статью разместил(а):
Евсеева Анастасия И.

Алгоритмика для дошкольников. Образовательная среда «Пиктомир»

Автор: Евсеева Анастасия И.

МАДОУ «Лицей № 5», (дошкольное отделение)

 

Развитие современного общества неразрывно связано с научно–техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация.

Главной задачей информатизации образовательной организации является создание информационно–образовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования.

Информатизация дошкольного образования это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольной организации. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; использование информационных технологий в воспитательно–образовательном процессе; проектная деятельность; активное использование сети интернет в образовании.

Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности.

Информационная среда – это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности.  

Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно–коммуникационных средств и педагогических технологий.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно–образовательного процесса.

Одним из путей создания информационно-образовательной  среды является организация работы сетевой инновационной площадки ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по теме: «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «Пиктомир».

Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» – это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующей возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий .

Начиная со среднего дошкольного возраста, с детьми мы начали знакомиться с героями игры «Пиктомир» и осваивать алгоритмы игры. Дети знакомятся с понятиями – робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.

На занятиях используются реальные роботы, управляемые на платформе «ПиктоМира». У детей развиваются творческие способности, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи.

В старшей группе с детьми выполняем задания на бумаге, составляем устные планы и т.д., Дошкольники 5-6 лет самостоятельно учатся составлять программы, а затем отрабатывается  новый материал на планшетах.

Для помощи в организации данной  работы с детьми мы привлекаем родителей. Дома дети совместно с родителями выполняют алгоритмы заданий, и затем в планшете, телефоне, ноутбуке проходят задание в игре «Пиктомир». Одна из главных задач в работе с родителями – вовлечь их в образовательную ПиктоМир, дать им возможность самим стать участниками этого занимательного процесса, в котором словесные методы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими, что ведет к огромному прорыву в освоении азов программирования детьми дошкольного возраста.

В средней группе совместно с родителями мы приняли участие во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «Космофест-2022», в нем принимали участие более ста учреждений, участие способствовало показать родителям что будут изучать их дети в следующем учебном году.

Робототехнический образовательный набор “Пиктомир”:

1. Радиоуправляемый робот «Ползун» в комплекте с зарядным устройством, пультом для ручного управления, программным обеспечением для компьютерного управления.

2. Комплект сочленяемых ковриков для сборки игровых полей для детей и роботов.

3. Комплект магнитных карточек.

4. Комплект мягких фигурок: которые соответствуют современным требованиям ФГОС ДОО.

5. Планшеты.

Занятия курса «Алгоритмика» с воспитанниками старшего дошкольного возраста (5-7 лет) проходят во второй половине дня в форме кружковой работы.

Занятия построены в форме легенд о роботах и интересных историй, которые понятны детям. Первая половина (15 мин) каждого занятия осуществляется без с использования компьютерных средств. «Бескомпьютерная» часть образовательной деятельности решает задачи формирования алгоритмических умений у дошкольников без использования электронных средств обучения. Дети в процессе игровой активности учатся отдавать команды-приказы, конструировать из набора команд программы, пошагово выполнять их и находить ошибки, составляя не только устные планы и выполняя задания на бумаге, интерактивных и магнитных досках, но также изображая «Капитанов» и «Роботов» они отдают и выполняют команды, запускают роботов в лабиринте, устраивают соревнования и т.д.

Вторая половина (10 мин) каждого занятия посвящается индивидуальному или кооперативному составлению программ по управлению виртуальными и реальными роботами. «Компьютерная» часть образовательной деятельности посвящена непосредственной работе в программной среде «ПиктоМир». Работая на планшетах, дети самостоятельно или в группах составляют программы, управляя роботом в заданной обстановке.

С целью выявления уровня усвоения программы воспитанниками проводится мониторинг. К концу первого года обучения  ребенок овладел основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности.

- обладает развитым воображением;

- обладает начальными знаниями и элементарными представлениями об алгоритмике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;

- способен выбрать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);

- научился составлять из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране компьютера;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместной игровой и моделирующей деятельности.

Таким образом, через простую и понятную игру ребенок делает свои первые шаги в программировании. У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде Пиктомир.

Итак, программная среда «ПиктоМир» позволяет не только организовывать игровую алгоритмическую деятельность дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями и интересами, но и целенаправленно формировать алгоритмические умения в деятельности, побуждающей их к открытию «новых знаний», к переносу накопленного алгоритмического опыта в новые жизненные ситуации. Интегрирование приобретенных в среде алгоритмических умений в различные виды детской деятельности, побуждает ребенка к самостоятельной постановке целей, планированию действий, составлению алгоритма с помощью знаково-символьных средств, контролю, рефлексии и оценке результатов деятельности.

 

. . . . .