Квест-игра как образовательная технология и её применение в образовательном процессе ДОУ
Квест-игра как образовательная технология и её применение в образовательном процессе ДОУ
Автор: Некрасова Ольга Геннадьевна
МБДОУ «Детский сад №1 «Ромашка», п. Прохоровка
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать и я пойму». Конфуций.
Почти каждый из нас хоть раз в жизни увлекался игрой (волейбол, шашки или компьютерные игры.). Одних людей привлекает сам процесс, другим нравится ощущение единства с командой, а третьи получают удовлетворение от заработанных очков или побед.
Для дошкольников формат игры - это познавательный и исследовательский вид деятельности, творческой активности. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО, и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Квест – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, творческого, спортивного) в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Двигательная
- Изобразительная
- Музыкальная
- Восприятие художественной литературы и фольклора.
Квест с его почти безграничными возможностями оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
На сегодняшний день, по разным оценкам, принято различать несколько видов. При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет, и то образовательное пространство, где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.
- Линейные - игра построена по цепочке – разгадав одно задание, участники получают следующее. И так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
- Штурмовые (не линейные) - игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками. Но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
- Кольцевые – представляет собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.
Чаще всего использую в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.
Основными критериями качества квеста выступают его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.
Общая игровая цель известна участникам с самого начала, и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
Чтобы организовать квест- игру необходимо :
План подготовки игры:
- Разработать сценарий
- Создать антураж для каждой зоны проведения действий
- Подготовить музыкальное сопровождение
- Разработать презентацию для вступительной части
- Оформить наглядные материалы («карты»)
- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий
- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания.
- Продумать героев, кто встречает на каждой станции.
Структура квеста
Содержание деятельности:
1.Организационный момент - вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя.
- деление детей на группы по 5 - 7 человек
- обсуждение правил квеста
- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.
2. Путешествие по зонам и выполнение игровых заданий. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать пересечения друг с другом.
3. Рефлексия.
В детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях.
Вот несколько вариантов маршрутных листов:
- Последовательно расположенные станции; на станциях могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- «Карта» (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)
- «Поиск по запискам» - требует минимальной подготовки и практически не нуждается в ведущем. В самом простом варианте дети получают записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, дети достигают финальной сокровищницы. Вот только как быть, если ребенок не умеет читать? Есть несколько способов, позволяющих обойти эту проблему. Например, в записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной тайник (но научить ребенка искать по плану нужно заранее). Так же можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением аналогичного объекта. Тайники в квесте должны быть такие, чтобы каждую записку приходилось добывать и отыскивать.
Варианты тайников:
- Заморозить в кубике льда.
- Написать молоком или лимонным соком. Упаковать этот листок вместе со свечкой и зажигалкой.
- Положить в контейнер, привязать к нему бечевку и вывесить за окно. Задача ребенка – наматывать бечевку на карандаш, пока не покажется записка.
- Выложить к месту следующего тайника указатели из предметов или пометить путь наклейками.
- Назвать предмет, которых в помещении несколько (стол, подоконник, ботинок) – задача ребенка будет вспомнить и обыскать все подобные места.
- Закопать в миске с крупой. Дополнительным условием тут может быть не рыться руками, а использовать палочки, вилки или раздувать мелкую крупу через коктейльную трубочку.
- Искать контейнер с запиской на ощупь. Тут хорошо бы придумать естественное ограничение. Например, спрятать записку, а с ней – всякие мелкие игрушки, в обувную коробку, тщательно заклеить ее скотчем и проделать отверстие для одной руки.
- Записку в контейнере пустить плавать в воду. Но прежде приделать к контейнеру петельку, за которую и доставать его с помощью удочки. А можно сделать несколько контейнеров – с запиской и фальшивые и предложить ребенку вылавливать их из воды сачком.
- Спрятать в шкатулку и закрыть ее на навесной замочек. Поиск ключа может стать отдельным развлечением.
- Сделать множество свертков, и лишь в одном из них спрятать записку.
- Написать текст белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал хорошо виден.
- Положить контейнер достаточно высоко и предложить сбить его “снежками” из смятой бумаги.
- Указать вместо очередного тайника имя. Для получения следующей записки ребенку потребуется выполнить задание этого человека.
Я считаю, что технология образовательных квестов является одним из перспективных направлений. Она призвана не только улучшить восприятие материала, но позволяет стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Применяйте современную игровую технологию Квест в своей работе, ведь учиться, играя намного интересней.