Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Дата публикации: 2023-02-13 08:44:37
Статью разместил(а):
Горяшина Ольга Александровна

Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры

Авторы: Горяшина Ольга Александровна,

Чуприна Елена Александровна,

Рудых Светлана Геннадьевна,

Самхарадзе Лиана Ирраклиевна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Сегодня мы говорим о музее, как об одном из средств развития интереса к на родной культуре и традициям детей дошкольного возраста.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур.

Понятно, что не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. Вы знаете, что в нашем городе есть музей и краеведения, музей медицины, Дом-музей Асеевых и другие. Но дети, да и большинство взрослых не посещали его ни разу. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении.

Цель создания мини-музеев - обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Задачами мини-музея являются:

- Воспитание уважения к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любви к родному краю;

- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение;

- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания, консультации, индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения. Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

- небольшие размеры экспозиции;

- определенная ограниченность тематики;

- участие в их создании детей и родителей;

- в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.

- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Формы организации детской деятельности в мини-музее: занятия-экскурсии; занятия с элементами игры и творческими заданиями; исследовательская деятельность; игры-развлечения; игры-путешествия; интеллектуально-творческие игры; игры по сюжету литературных произведений; продуктивная деятельность; возможность смены экспозиции.

Мини-музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними.

Принцип интеграции. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип разнообразия - независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

- выявление творческих способностей детей;

- расширение представлений о содержании музейной культуры;

- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

- создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Правила поведения в музее:

Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.

Фольклорные мини-музеи Они могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов.

Исторические мини-музеи позволяют детям не просто услышать об истории своей страны, края, но и «увидеть» ее благодаря различным экспонатам. Например, мини-музей, посвященный истории страны; мини-музей государственной символики, музей, посвященный определенному историческому событию; истории родного края; истории одного предмета (часов, хлеба, книги, кукол).

Краеведческие мини-музеи состоят из экспозиций, посвященных родному краю, и многих других.

Музей - хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. Дети могут не только созерцать, но и проживать в этом быту, когда проводятся посиделки, изучаются обряды, занимаются рукоделием.

Предметы народной старины помогают дошкольниками вживаться в народную культуру, сформировать способность прогнозировать изменения предметов. Это важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

Всякая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшего ею, а значит, отпечаток душ людей.

Все музейные экспонаты создают своеобразный диалог между прошлым и настоящим, и будущим, они наполняют сердца ребят добрыми впечатлениями о прошлом, приобщают их к культурным ценностям, воспитывают в дошкольниках патриотизм с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), а также бережное отношение к природе родного края.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им.

Особо важен факт, что музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

В детском саду можно применить самые разнообразные темы по созданию мини – музеев: в одной группе, это - мини-музей матрешки, в другой, это - мини-музей кошек. В третьей группе - мини-музей сказки, или новогодней игрушки. Создание таких экспозиций позволяет ходить друг к другу, приглашать к себе и проводить экскурсии, где экскурсоводами становятся сами дети.

При этом закрепляются как ранее полученные знания (речь, память и т.д., так и познается много нового и интересного.)

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса проводятся консультации, практикумы, семинары. Привлечение родителей в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие в выставках.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.

Знакомство детей с землей наших предков, с природой помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка. Музей приобщает маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствует развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.

 

Список литературы:

1. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.

3. Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», № 6, 2007.

4. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

 

. . . . .