Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Лепка и ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-02-24 16:37:24
Статью разместил(а):
Хабюш Софья Бениаминовна

Лепка и ее влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Автор: Хабаюш Софья Бениаминовна

ГБОУ "Школа № 1359", г. Москва

 

Аннотация: Лепка способствует разностороннему развитию ребенка, в процессе занятий раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, создает перспективу творческого роста. Развитие творческих и коммуникативных способностей происходит посредством самовыражения через изготовление изделий из мягких пластичных материалов.

Ключевые слова: предметная лепка, сюжетная лепка, декоративная лепка, всестороннее развитие, личностное развитие.

 

В ФГОС ДО лепка относится к разделу художественно-эстетическое развитие, что предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей: изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, учат не только смотреть, но и видеть, потому что сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо только помочь ребёнку их вычленить из окружающего мира, проанализировать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребёнка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы: тесто, глина, детский цветной пластилин.

В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. 

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем в рисовании. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных, передавая яркие характерные признаки, а форма частей остается обобщенной.

Сюжетная лепка проводится в старшей и подготовительной группе, где дети лепят каждый предмет, входящий в композицию, устанавливают его в нужном положении и дополняют лепку деталями. Сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. 

Основные задачи при обучении сюжетной лепке следующие: научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки.

Декоративная лепка проводится в старшей или подготовительной группе. Дети рассматривают декоративные сосуды, кружки, солонки, кашпо, куклы народных мастеров, анализируют орнамент, выделяют различные декоративные элементы.  Анализируя мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. 

Тематика работ по лепке для детей дошкольного возраста безгранична и зависит от фантазии людей: начиная с элементарных предметов и композиций как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.

Лепка как вид художественной деятельности комплексно воздействует на развитие ребенка:

- повышает сенсорную чувствительность: способствует восприятию формы, цвета, веса;

- развивает воображение, пространственное мышление, концентрацию внимания, произвольность, мелкую моторику рук и пальцев, усидчивость, трудолюбие, волевые качества, творческие способности, самосознание;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, совершать действия над достижением полученного результата и вносить коррективы в первоначальный замысел;

- развивает эстетичность у ребенка: он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты;

- лепка одна из техник арт-терапии. С помощью лепки ребенок выражает свои эмоции, страхи, переживания, процесс работы с пластическими материалами снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему. 

- «Рука – это вышедший наружу мозг человека». И. Кант. Лепка – это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи и творческими способностями ребенка.

- Развитие дошкольника находится на «кончике пальцев. При лепке ребенок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти.

- Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием лепки. В процессе лепки у ребенка закрепляется определенное отношение к предмету, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе лепки предметов и явлений действительности.

- Через лепку ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте», раскрывая себя, реализовывая свой замысел через творчество и фантазию, постигая собственные возможности.

-  Главным моментом в достижении положительной динамики выступает заинтересованность ребенка в достижении результата. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. В процессе работы ребенок передает всю красоту, эстетичность, свое видение объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

В дошкольном учреждении при организации работы по всестороннему развитию детей занятия лепкой необходимо практиковать на всем протяжении дошкольного детства, начиная с младшей группы и заканчивая подготовительной группой. Занятия лепкой способствуют развитию качеств, необходимых для успешного обучения ребенка в школе. Положительно влияют на всестороннее развитие ребенка в целом.

 

Список литературы:

1. Коссаковская Е.К. Лепка в детском саду, - М., Учпедгиз, 2019.

2. Мустафаева З.Н. Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки // Инновационные педагогические технологии: материалы 6 Международной научной конференции (г. Казань, май, 2017 год), - Казань, 2017, стр. 42-45.

3. Полозова Е.В. Продуктивные виды деятельности в детском саду,- Воронеж, 2019.

4. Попова Н.Н. Лепка в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДОО, - Барнаул, 2022.

 

. . . . .