Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Автор: Шекалина Марина Ремовна
ГБДОУ "Детский сад № 68 Калининского района Санкт-Петербурга"
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, дошкольный возраст, средство нравственного воспитания, педагогические технологии.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире.
Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные перемены в развитии системы образования. Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено нравственному воспитанию и патриотизма у подрастающего поколения. В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает целый комплекс задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине; формирование бережного отношения к природе и всему живому; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. Чувство любви и уважения к Родине начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным городом, являются познавательные занятия, которые активизируют мыслительную деятельность детей. Важно создать в каждой группе уголок патриотического воспитания, в котором был бы собран большой материал по ознакомлению детей с родным городом, страной.
Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма, ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Нравственно-патриотическое воспитание детей состоит в приобщении их ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Важно и необходимо использовать в работе новые педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы личность ребенка.
2. Технологии игрового обучения, которые опираются на принцип активности ребенка, и характеризуются высоким уровнем мотивации и определяются естественной потребностью дошкольника.
3. Технологии проектного обучения — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Проектная деятельность, позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов соединяет различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
Например, проект «Оберег – символ защиты славянского дома». Целью которого является развитие познавательного интереса к истории своего народа и края через создание выставки предметов народно-прикладного искусства со славянской символикой, рисование в тетради основных символов оберегов и изготовление оберегов из глины и ивовых прутьев; лепка фигурок для оберегов из соленого теста и украшение плетней элементами декора (бобовые, шишки, злаки и т.п.).
Другой проект сюжетно – ролевой игры « Путешествие на машине времени в средние века », способствовал решению проблемы низкого уровня культуры общения детей друг с другом, невозможностью разрешить конфликтные ситуации путём переговоров,
малой заинтересованностью родителей работой детского сада.
Составление творческих рассказов «Моя семья», «Мой настоящий друг» и др.; сочинение стихов «Маме – Прекрасной Даме»; составление мнемотаблиц по этикету; изготовление макета «Герб семьи»; строительство замков, создание диарамы «Средневековый город», всё это способствовало укреплению связей с семьёй и детским садом. Дети разработали гербы своей группы и д/сада.
4. Технология мини-музеев. Создание мини-музея в группе или в саду, пользуется огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей.
5. Информационно-компьютерная технология
Внедрение ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Использование ИКТ в работе с детьми включает в себя, например, видео-экскурсии к самым известным памятникам города, мультимедийное оформление совместных праздников и развлечений, создание собственных презентаций и просмотр имеющихся в сети интернет.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
2. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Издательство: Сфера, 2009г.
3. Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет». Пособие для педагогов и методистов. Издательство: Мозаика-Синтез, 2013г.
4. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб.: Паритет, 2008г.