Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Как воспитать юного петербуржца

Дата публикации: 2023-03-03 16:12:18
Статью разместил(а):
Крюковских Светлана Михайловна

Как воспитать юного петербуржца

Авторы: Тараненко Галина Яковлевна

и Крюковских Светлана Михайловна

ГБДОУ "Д/с № 53", Санкт-Петербург

 

Аннотация: Статья посвящена знакомству детей с основными сведениями о нашем городе: с его главной улицей - Невским проспектом, главной площадью – Дворцовой, первой крепостью – Петропавловской. Дети много узнают о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.

 

«Объясняйте это как хотите, но в Петербурге есть эта загадка – он действительно влияет на твою душу, формирует её. Человека там выросшего или, по крайней мере, проведшего там свою молодость, - его с другими людьми, как мне кажется, трудно спутать». И. Бродский.

Много ли мы знаем о своём родном городе? Среди нас найдётся немного людей, которые смогли бы утвердительно ответить на этот вопрос. А зачастую дети, живущие в отдалённых от исторического центра районах, не знают какая улица главная и считают главной улицей ближайший крупный проспект. Они редко, а в некоторых семьях практически никогда, выезжают в центр с целью увидеть и узнать свой родной город. А нередко и сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге, даже проживая или работая в непосредственной близости к историческому центру.

Дети как маленькие исследователи и наблюдатели, зачастую обрушивают на взрослых многочисленные: «почему?», «зачем?», «откуда?», «когда?». Все дети исследуют и открывают мир, но взрослея, они часто теряют это удивительное качество. Роль взрослого на этом этапе очень велика: именно он открывает ребёнку окружающую действительность.

И зачастую у нас, у взрослых, возникают вопросы:

1. Как заинтересовать ребёнка? 

2. Что прочитать, что показать, что рассказать? 

3. Как создать настроение радости, чувства прекрасного, желания узнать, что-то новое и  интересное? 

История, архитектура и искусство Санкт-Петербурга – разве это не бескрайняя вселенная, где каждая галактика – это новое открытие, где каждая звезда – это новое приобретение, для души маленького петербуржца? И нам нужно подготовить наших детей к встрече с этой красотой! Впечатления, полученные в детстве, о прекрасном и сказочном городе, остаются в памяти на всю жизнь.

Чтобы показать ребёнку, например, Эрмитаж, недостаточно в выходной день сказать: «Поехали, погуляем в центре города». Прежде всего, у нас самих должно быть желание увидеть и узнать город, в котором живём.

Но, часто, захлёстнутые повседневными делами, мы бежим по улицам родного города и не замечаем его красоты. Рядом с нами великолепная архитектура и история …, а мы не чувствуем это волшебство. Дети задают нам вопросы, а мы вечно, куда-то спешим, и часто им отвечаем: «Потом, потом».

Санкт-Петербург! Если его однажды увидишь, то уже не забудешь никогда. Почему его не спутаешь ни с каким другим городом? – Да, потому, что это удивительный город, имеющий неповторимое «лицо», свой удивительный и неповторимый характер. Со всех концов нашей страны и из-за рубежа приезжают люди, чтобы посмотреть на это великолепие!

Мы живём в этом великолепии! И не всегда можем похвастаться тем, что знаем - историю нашего города, его достопримечательности, архитекторов, музеи, улицы, набережные и т.д. Мы, взрослые, когда гуляем по улицам нашего города, не обращаем внимание на удивительные дома, дворцы, соборы и не всегда замечаем, как называется, тот мостик мимо которого мы проходим. Благодаря вопросам, что задают нам маленькие почемучки, мы сами ещё раз познаём наш город, в котором живём. 

В детском саду мы постепенно знакомим детей с основными сведениями о нашем городе: с его главной улицей - Невским проспектом, главной площадью – Дворцовой, первой крепостью – Петропавловской. Дети много узнают о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения. А также усваивают самые необходимые для себя знания, а именно в каком городе они живут, сведения о своем районе, о блокадном прошлом нашего города-героя. Ребята начнут осознавать, в каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.

В течение учебного года:

Читаем литературные произведения о нашем городе, учим стихи.

Оформляем уголок  «Юный петербуржец». Создаем картотеки бесед: по «Петербуговедению»

Составляем картотеки загадок о родном городе.

Подбираем подвижные и дидактические игры по теме Санкт-Петербург.

Памятки для родителей по безопасному поведению детей на улицах нашего города.

Готовим информацию для родителей «Мосты Санкт-Петербурга».

Делаем новые дидактические игры по теме Санкт-Петербург.

Собираем вместе с родителями картотеку достопримечательностей города.

Делаем презентации для родителей «Музеи города».

Дети вместе с родителями описывают открытки-достопримечательности на своём шкафчике в раздевалке.

Конструируем модели достопримечательностей.

Рекомендуем родителям, как провести экскурсию и прогулку с детьми, составляем маршрут выходного дня.

Вместе с детьми мы совершаем игры – путешествия по маршрутам с изученными достопримечательностями.

Во время занятий для отдыха и закрепления материала детям предлагаем штриховки, раскраски по теме и разные задания на сообразительность, внимание; игры, стихи, ребусы, головоломки, задачки петербургской тематики.

В течение года дети знакомятся с известными достопримечательностями, историей их создания (причём, выбираются наиболее интересные исторические факты), с известными великими людьми и их творениями, с яркими событиями, с правилами этикета, безопасностью жизни и поведения на улицах города и в транспорте.

Дети нашей группы участвуют в различных творческих конкурсах и в интеллектуальных играх.

Работая в данном направлении, мы уже достигли результатов:

- дети получили необходимые знания о своем городе;

- продолжаем тесное сотрудничество с родителями;

- мы, как воспитатели, повысили педагогическое мастерство.

Планы на будущее:

- продолжить работу по воспитанию юного петербуржца;

- использовать в дальнейшем проектные методы работы;

- создать мини-музей «Мой Петербург» и коллекцию «Макеты достопримечательностей».

Главная наша цель – чтобы дети полюбили свой Петербург.

 

Литература:

1. Анциферов Н.П. «Душа Петербурга», С – Пб, 1990 г.

2. Ванюшкина Л.М. Коробкова Е.Н. «А, Б, В гуляли по Неве» «СМИО Пресс» С-Пб 2016

3. Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге» «Паритет» С-Пб 2010

4. Серова З.А. «Петербуржский задачник» СПб, 1993 г. «Петербуржский дошкольник» СПб, 1995 г.

 

. . . . .