Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-03-03 17:04:12
Статью разместил(а):
Фролова Светлана Владимировна

Совместная ответственность детского сада и семьи в процессе воспитания детей дошкольного возраста

Авторы: Михеева Лариса Николаевна 

и Фролова Светлана Владимировна

ГБОУ "Школа № 2053", г. Москва

 

Аннотация: В этой статье авторы пишут о совместной работе детского сада и семьи, которая строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методы этой работы: единство в работе детского сада и семьи в воспитании детей, взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование

 

Уже много лет подряд идет спор о том, что же важнее во всестороннем развитие личности ребенка - семья или общественное воспитание (детский сад, школа и т.д.). Одни педагоги говорят, что семья ответственна, а другие - общественные институты.

Инициатива взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация ее задач определяют руководящую роль дошкольной организации по семейному воспитанию. В основе взаимодействия современного детского сада с семьей лежит сотрудничество. Инициаторами сотрудничества должны выступать педагоги детского сада, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что ее успешность зависит от слаженности и преемственности в воспитании детей. Педагог осознает, что такое сотрудничество необходимо для ребенка и должен убедить в этом родителей.

Воспитатель, ставя перед собой задачу реализации сотрудничества с родителями, определяет, в каких именно ролях он хочет их видеть и чего именно ожидает от их участия в педагогическом процессе. От того, кем будут родители в группе (контроллер, помощник, единомышленник), будет зависеть стратегия совместной деятельности.

Современные родители также ждут от воспитателя адекватного ролевого поведения: не только присмотреть за ребенком, но и лучше способствовать его всестороннему развитию.

Не менее важно и то, кем чувствует себя сам воспитатель - старшим товарищем, другом, наставником, ментором, учителем, посторонним человеком.

Совместная работа детского сада и семьи строится на следующих основных принципах, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:

1. Единство в работе детского сада и семьи в воспитании детей. Оно достигается в том случае, когда цель и задачи всестороннего воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания маленьких детей и в определенной степени овладели ими.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, доброжелательное отношение друг к другу, понимание потребностей и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Дошкольные организации постоянно и различными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь, родители помогают детскому саду в разнообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребенка, но и других малышей.

4. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания (в подходе к отдельным детям и прочее).

5. Использование различных форм работы дошкольной организации с семьей: ознакомление с жизнью ребенка дома, в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации; групповые и общие родительские собрания; наглядная и педагогическая пропаганда. Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, соединяясь между собой, дополняют друг друга, способствуют укреплению связей с семьей и детсадом.

6. Систематическое осуществление связи детского сада и родителей по определенному плану, в течение всего года, с учетом учебно-воспитательной работы с детьми.

7. Установление правильных взаимоотношений педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики, что способствует самовоспитанию, как родителей, так и педагогов и помогает улучшить воспитание детей в семье и в дошкольной организации.

8. Привлечение к работе с семьями актива родителей, организованных в родительский комитет.

В результате налаженного взаимодействия, преимущества получает каждая из заинтересованных сторон.

Ребенок: благодаря большему количеству взрослых в группе значительно расширяются возможности для индивидуализированного обучения и развития; для детей, которые растут в неполной семье, появляется возможность общения с взрослыми противоположного пола и адекватного их восприятия. Ребенок получает возможность познакомиться с особенностями различных культур, к которым относятся семьи сверстников, тем самым обогащая свои представления об окружающей среде. И главное - ребенок, наблюдая за общей деятельностью взрослых и детей, приобретает навыки взаимодействия с другими людьми, что значительно облегчит его социальную адаптацию в новых условиях. Очевидные преимущества уменьшения количества детей на одного взрослого в группе.

Привлечение и использование знаний и интересов родителей в процессе занятий в группе, участие родителей в принятии решений, тесное общение между родителями, способствует созданию коллектива единомышленников, занятых совместной деятельностью и полных решимости выполнять ее, как можно лучше.

В результате налаженного взаимодействия, преимущества получает каждая из заинтересованных сторон.

Ребенок: благодаря большему количеству взрослых в группе значительно расширяются возможности для индивидуализированного обучения и развития; для детей, которые растут в неполной семье, появляется возможность общения с взрослыми противоположного пола и адекватного их восприятия. Ребенок получает возможность познакомиться с особенностями различных культур, к которым относятся семьи сверстников, тем самым обогащая свои представления об окружающей среде. И главное - ребенок, наблюдая за общей деятельностью взрослых и детей, приобретает навыки взаимодействия с другими людьми, что значительно облегчит его социальную адаптацию в новых условиях. Очевидные преимущества уменьшения количества детей на одного взрослого в группе.

Привлечение и использование знаний и интересов родителей в процессе занятий в группе, участие родителей в принятии решений, тесное общение между родителями, способствует созданию коллектива единомышленников, занятых совместной деятельностью и полных решимости выполнять ее, как можно лучше. Еще В. Сухомлинский отмечал: «Если дети учатся и воспитываются вместе, значит и у их родителей найдутся общие интересы, значит, на основе этих интересов их можно организовать в единый родительский коллектив».

Семья, родители получают возможность естественно наблюдать за собственным ребенком в коллективе сверстников. Это помогает родителям лучше понимать особенности развития ребенка и способствует более ответственной практике воспитания ребенка дома. Непосредственное наблюдение за детскими достижениями помогает более яркому переживанию удовольствия от них и их отношения - такой эмоциональный контакт между родителями и ребенком влияет на формирование глубоких чувств единства гуманности и любви. Находясь в группе в качестве активного участника, родители лучше начинают понимать сам учебно-воспитательный процесс, его особенности и значение в целом.

 

Список литературы:

1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. – 2011г.

2. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы / Аркин Е.А. под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 2011г.

3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2012г.

4. Атемаскина Ю.В. Мониторинг эффективности работы педагога ДОУ с семьей. // Управление ДОО. 2014г.

5. Базовый компонент дошкольного образования в России // Дошкольное воспитание. -2013г.

 

. . . . .